Принципы в обучении произношению

Требования программы к владению произносительной стороной речи

Ступень обучения Требования к уровню сформулированности фон. навыков учащихся
Начальная школа (1-4) Произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний. Долгота и краткость гласных, твёрдый приступ, оглушение согласных в конце слога, слова, отсутствие палатализации, ударение в слове, сложных словах, предложении, интонация утвердительного, вопросительного и побудительного предложения.
Основная школа (5-9) Адекватное произношение и различение на слух всех звуков, соблюдение ударения в словах и фразах, членение предложений на смысловые группы, соблюдение интонации различных типов предложений.
Старшая ступень(10-11) Общеобразовательный уровень А: в объёме основной школы. Профильный уровень Б: расширение набора интонационных структур для выражения чувств и эмоций

1. коммуникативная направленность. Обучение произношению не является самоцелью, а должно быть подчинено нуждам речи. Упражнениям придается условно-коммуникативный характер: использование рифмовок в функции считалок, песен и т.д.

2. ситуативно–тематическая обусловленность фонетического материала. Фонетический материал должен подбираться таким образом, чтобы по возможности «вплетаться» в ткань урока, соотносясь с ним в содержательном плане.

3. сочетание сознательности и интуиции. На основе интуиции отрабатываются нетрудные звуки путем простого подражания. На основе сознательности – трудные звуки, где требуются объяснения, помогающие ученикам эту трудность преодолеть.

4. наглядность предъявления звука или фонетического явления. а) зрительная наглядность: учитель показывает артикуляцию звука, использует жест для обозначения ударения, мелодии.

б) слуховая наглядность: обеспечивается многократностью образцового предъявления (в речи учителя, диктора)

в) языковая наглядность: может быть достигнута при помощи противопоставления звуков (Stadt - Staat)

5. активность учащихся.

6. индивидуальный подход к формированию произносительной стороны речи учащихся в условиях коллективного обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (подвижность речевого аппарата, развитие фонематического слуха и тд.).

7. коррекция фонетических ошибок. Исправлять фонетические ошибки учащихся на уроке с помощью данного образца путем переспроса, не повторяя ошибки учащегося. Речь учащегося прерываем только в случае крайней необходимости! Наиболее типичные ошибки следует фиксировать, затем дать фонетическое упражнение на эти звуки.

 

5. Методика работы над фонетикой: этапы работы, способы и приемы, комплекс упражнений, контроль

Методическая типология фонетического материала определяет также методы и приемы объяснения звуков. Васильев В.А. выделяет два эффективных метода работы над произношением:

Имитативный, состоящий из одного приема имитации, которая включает: 1) слушание образца и 2) его воспроизведение.

Аналитико-имитативный, который включает: 1) описание артикуляции и имитацию; 2) объяснение (только в отношении тех звуков, которые значительно отличаются от звуков РЯ); 3) анализ.

Объяснение должно быть кратким и практически направленным. Звуки 1-й группы, как правило, вводятся в речевом образце и усваиваются имитативно; в соответствии с принципом аппроксимации артикуляторная база РЯ считается достаточной для произнесения этих звуков.

Введение звуков 2-й и 3-й групп состоит из четырех компонентов:

· демонстрация звука;

· объяснение способа его произнесения;

· упражнения в дифференциации;

· воспроизведение нового звука.

Характер объяснения зависит от особенностей конкретного звука. Учитель может описать уклад органов речи, соотнести с каким-либо схожим композиционным вариантом русской фонемы, использовать сравнения, помогающие воспроизвести нужный звук («задуть свечу», «осторожно сдуть пылинку»…) и т.д.

В методике обучения ИЯ при обучении интонации (интонационным моделям, логическому ударению, ритмике) приняты те же приемы, что и при работе над артикуляцией:

Подача фонетического материала происходит во время устного вводного курса в 5 классе (первый год обучения). Знакомство идёт не с изолированными звуками, а в контексте, речевом образце.

 

Guten Tag! – Tag – Т учитель – слово – РО

Реч.образец слово звук учащиеся

(если необходимо – углублённая работа +

пояснение артикуляции)

 

 

Этапы работы над произношением (Е.И.Пассов)

1. знакомство с новым звуком. Прежде чем начать повторять надо «наслушаться», «схватить» звуковой образ, поэтому сначала учащиеся только слушают и молчат. Идёт многократное восприятие звука во фразе, затем в слове, затем – изолированно.

2. необходимое пояснение. Сравнение с родным языком, с другими звуками иностранного языка, описание артикуляции.

3. воспроизведение вместе с учителем (шёпотом).

4. воспроизведение за учителем (хором)

5. самостоятельное воспроизведение звука в слове, фразе.

 

Как работать с некоторыми трудными звуками

- Носовой [ŋ]. Сначала просим произнести учащихся русские звуки [н],[г], затем вместе.

- [ǿ] просим произнести русские о, ё и вместе

- [ç] Просим произнести слова – химия, хижина, хи-хи, хитрый.