Цели и задачи обучения фонетике на разных этапах обучения

Цель обучения фонетике – формирование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков.

Слухопроизносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные (слуховые) навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях и предложениях.

Ритмико-интонационные навыки предполагают знания ударения и интонем. Именно эта группа навыков (а точнее их отсутствие) выдает нас как иностранцев. Кроме того именно с помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного. Данные знания составляют часть социолингвистической компетенции.

Ученик, приступающий к изучению иностранного языка, обладает твёрдо установившимися слухопроизносительными навыками на родном языке. Эти навыки относятся к числу наиболее автоматизированных, т.е. не поддаются контролю со стороны сознания. Более того, без специального обучения они не поддаются управлению со стороны говорящего. Эта их особенность приводит к тому, что начинающий изучать иностранный язык при восприятии и произнесении звуков автоматически использует уже сложившуюся у него акустико-артикуляторную базу, что влечёт за собой их искажение. Возникает интерференция, проявляющаяся в том, что слышимые и произносимые звуки и интонемы иностранного языка учащийся уподобляет имеющимся в родном. Спецификой произносительных навыков является то, что слуховые и речемоторные навыки существуют в неразрывном единстве: воспроизведение звукового потока в громкой речи обязательно сопровождается контролем слухового анализатора.

Постановка произношения учащихся значительно осложняется тем, что не все, имеющиеся данные описания фонологической системы изучаемого языка можно привлекать в процессе обучения (н-р: не всегда можно воспользоваться описанием уклада органов речи), поэтому описание артикуляции как способ объяснения нового звука имеет ограниченное применение и используется только для тех звуков, в произнесении которых принимают участие органы речи, которыми учащиеся могут управлять. Но и в этих случаях органы речи имеют тенденцию «соскальзывать» на уклад, привычный для родного языка.

Слуховое восприятие иноязычного материала учащимися может быть искажённым и даже совсем неправильным. Это объясняется тем, что слышимая речь воспринимается учащимся через призму его внутренней речи. Все фонемы, которыми он владеет, хранятся на так называемой фонемной решётке. Если воспринимаемые звуки имеются на решётке фонем, то их восприятие будет правильным. Если же они на решётке фонем отсутствуют, то воспринимаемые звуки уподобляются (во внутренней речи) звукам родного языка.

 

к г й б       й  
о л т у   о     к
н р а с   а   п  
з м е т     з