Коммунарская школа.

II. Классификация воспитательных систем по содержанию системообразующий деятельности.

Вопрос 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.

I. Классификация воспитательных систем по господствующему стилю отношений между субъектами.По данному основанию выделяют системы авторитарные и гуманистические.

Авторитарные воспитательные системыхарактеризуется наличием жесткого руководства, подавлением личности ученика и педагога, строгой дисциплиной, жесткой иерархичностью в принятии решения, отсутствием под-линной свободы в выражении своего мнения как учениками, так и педагогами.

Характерными чертами авторитарных воспитательных систем являются:

а) акцент на прочное усвоение учащимися знаний в условиях главенствующей роли учителя, умение точно и четко воспроизвести их;

б) беспрекословный порядок, дисциплина, послушание, исполнительность как нормы поведения;

в) отсутствие задач обеспечения психологического комфорта каждому ученику и педагогу;

г) формализация и бюрократизация учебно-воспитательного процесса;

д) жестко централизована управленческие функции; вся власть ‒ в руках руководителя учреждения; недопущение подчиненных к решению важнейших вопросов совместной деятельности; о соуправлении нет и речи;

е) подавление инициативы подчиненных (работников школы и учащихся);

ж) преимущество приказов, распоряжений, различных форм наказания как средств воздействия на человека.

Идея жесткого управления школой не нова. Вспомним: педагогическим идеалом Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841) были устойчивый порядок и размеренная упорядоченная жизнь. Он призывал подавлять «дикую резвость детей» угрозой, надзором, приказаниями, запретами, наказаниями. В России его систему воспитания внедрял Аракчеев. В Москве в 1930-е годы действовала авторитарная воспитательная система – школа Николая Грозы.

К сожалению, по сей день остается необходимость в существовании авто-ритарных воспитательных систем. Это, прежде всего, колонии для несовершен-нолетних преступников, спецшколы и спецПТУ, на Западе также «школы-фабрики». Многие элементы авторитаризма неизбежно сопутствуют военному образованию (суворовские училища, кадетские корпуса, военные училища).

Гуманистические воспитательные системыстроятся на принципе «мягкого» управления, (дано синергетикой), которое осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, введение полезных новшеств в воспитательный процесс. В гуманистических системах:

цели гуманистические;

ценности общечеловеческие;

деятельность увлекательная;

отношения коллективистские.

Господствует стиль взаимного уважения, доверия, ответственности и взаимопомощи.

Создание условий, благоприятных для личностного развития каждого ученика, индивидуализация обучения и воспитания за счет:

а) проектирования личности каждого ученика с учетом его способностей, дарований, интересов, состояния здоровья;

б) развития самосознания каждого школьника;

в) включения в жизнь детского коллектива индивидуально значимых видов деятельности;

г) включения ребят в деятельность коллектива в «престижных» ролях, реализация которых оказалась бы для них успешной;

д) формирования интереса всех к миру каждой личности.

Подавляющее большинство известных воспитательных систем современности – это системы гуманистические.

Перечислим основные разновидности воспитательных систем:

Школа трудового воспитания (промышленный профиль):

· школа-завод (долгое время в Москве работала школа-завод «Чайка», по структуре представлявшая детскую республику, действовавшую на основе оснащенного производства);

· школа филиал фирмы(встречается на Западе).

Школа трудового воспитания (сельскохозяйственный профиль):

· агрошкола(самая известная в России агрошкола находится в г. Сыктывкаре, Республика Коми, создатель – А.А. Католиков);

· колхоз-школа (воспитательная система такого типа действовала на Ставрополье под руководством П.Г. Година);

· школа-ферма (западный вариант).

Школа искусств и эстетического воспитания:

· литературная школа;

· школа-студия;

· театральная школа;

· издательская школа;

· строительно-архитектурная школа и т. п.

Этношкола (школа национальной культуры):

· школа белорусской национальной культуры (такая школа создана, например, в деревне Гудевичи, Мостовского района Гродненской области; ее создатель – подвижник белорусского дела, учитель белорусского языка и литературы Алесь Белокоз);

· русская школа (школа И.Ф. Гончарова в Санкт-Петербурге; учебно-экспериментальный комплекс «Русская школа» на базе школы № 141 г. Москвы, создатель – Л.Н. Погодина).

Школа здоровья – целевые акценты в работе таких школ связаны с формированием физического, душевного и духовного здоровья учащихся. Пример: школа, основанная доктором медицинских наук Базарным в Москве.

Экологическая школа. Например, школа «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова (Россия).

Школа-комплекс. Так, школа-комплекс А.А. Захаренко в селе Сахновка на Украине включала собственно школу, музыкальную, спортивную, хореографическую, художественную школы и студии, краеведческий музей, обсерваторию, теплицы, стадион, центр здоровья; все было построено и оснащено руками родителей, педагогов, школьников.

Этим перечнем разновидности воспитательных систем, безусловно, не исчерпываются.

Воспитательная система типа «колледж» (системообразующая деятельность – познавательная).

Школа объединение клубов.

«Ноосферная» школа – Боровская школа-лицей Калужской области (А. Буровский).

В России действует «Пушкинская школа».

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность системного подхода к воспитанию? В чем отличается воспитательная система школы от системы воспитательной работы?

2. Используя знания по дисциплине «История образования и педагогической мысли», выделите концептуальные основания воспитательных систем, созданных А.С. Макаренко, В.Н. Сорокой-Росинским, В.А. Сухомлинским, другими выдающимися педагогами прошлого.

3. Как соотносятся понятия «воспитательная система школы» и «воспитательная (образовательная) среда»? Опишите формы педагогически целесообразного освоения и совершенствования среды школой.

4. Какие существенные признаки гуманистической воспитательной системы вы можете выделить?