Народная художественная культура
начала XX столетий представляют собой 3-х-струнный щипковый инструмент, преимущественно с треугольным, усеченным внизу корпусом и сравнительно недлинной шейкой, заканчивающейся головкой в виде прямоугольника или завитка.
Важно отметить, что балалайка - один из наиболее «молодых» музыкальных инструментов русского народа, возникший не ранее второй половины XVII века. Впервые о ней упоминается в Петровском «Реестре» 1714 г., а через семь лет игру на ней русской девушки-драгунке отметил в дневнике Ф.Берхгольц.
В середине 80-х годов XIX в. петербургским скрипичным мастером В.Ивановым по заказу В.Андреева была сделана балалайка улучшенного качества, все усовершенствование свелось к замене подвижных ладовых перевязей твердыми порожками, врезанными в гриф. Через несколько лет петербургским мастером Ф Пасербским по указанию В.Андреева и на основе балалайки работы В.Иванова была сконструирована балалайка с хроматическим звукорядом, а вслед за тем построено целое оркестровое семейство балалаек: «пикколо», «дискант», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас». В дальнейшем «пикколо», «дискант» и «тенор» были упразднены, но появилась балалайка «секунда». Окончательный состав оркестровых балалаек установился в следующем виде: «пикколо», «прима», «секунда», «альт», «бас» и «контрабас», Кроме «пикколо» перечисленный оркестровый балалаечный ряд применяется в настоящее время в исполнительской практике коллективов. Основным сольным инструментов является балалайка «прима». Некоторое коли-ческтво сочинений написано специально для балалайки «бас» и «контрабас» (соло).
Флагманами балалаечного исполнительского искусства в настоящее время по праву являются Народный артист РФ, солист Академического национального оркестра им. Н.Осипова М.Рожков, Народный артист А.Тихонов, участник и солист Академического национального оркестра им. Н.Осипова, Народный артист РФ, профессор В Болдырев и другие. 254