Вопрос 2. Программированное обучение.

Индивидуализация обучения как крайний вариант дифференциации.

Индивидуализация обучения–организация учебного процесса, при которой выбор содержания учебногог материала, методов, приемов, темпов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.  

 


Некоторые приемы индивидуализации обучения:

а) разноуровневое изложение материала (вначале упрощенное изложение, затем усложненное – детализированное, конкретизированное);

б) многократное повторение учебного материала в течение урока (для детей с плохой памятью);

в) сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на каждом уроке (так как в зависимости от преобладающего типа восприятия ученики делятся на «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков»);

г) дифференцированные задания для самостоятельной (в том числе домашней) работы с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся;

д) для «продвинутых» учеников – дополнения к типовым заданиям;

е) подбор заданий, рассчитанных на восполнение пробелов в знаниях отдельных учащихся (наряду с общеклассным заданием);

ж) сочетание различных методов контроля (устный и письменный опрос, дидактические тесты);

з) разный характер и разная дозировка помощи учителя разным учащимся;

и) вариативность темпа изучения учебного материала (обеспечение для отдельных учеников возможности ускоренно и углубленно изучить и темы и пройти контроль, и т.п.).

2. Уровневая дифференциация:школьники обучаются по одной программе, но имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. Обычно выделяют три уровня:

– базовый уровень, определенный программой и учебником минимум ЗУН, достижение которого обязательно для всех учащихся класса;

– средний (продвинутый) уровень: ученики усваивают некоторые выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения;

– высокий уровень: дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по предмету, решение задач повышенной сложности.

Включая в урок элементы дифференцированного обучения, учитель должен соблюдать следующее правило: внутренняя дифференциация не должна быть явной. При этом учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.

II. Внешняя дифференциация– это форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.

Стабильные группы, профильные классы, потоки и школы с тем или иным уклоном (профилем) создаются на основе определенных критериев, таких как интересы, склонности, способности, достигнутые результаты, проектируемая профессия.

Внешняя дифференциация может быть ранней и начинаться с I класса (ИЗО, музыка, иностранные языки), а может начинаться только в старших классах (профиль предполагаемой трудовой деятельности – физико-математические, естественнонаучные, гуманитарные, искусствоведческие, кадетские, педагогические и другие классы).

Разновидности внешней дифференциации:

1. Селективная (жесткая) система (выбор учеником класса или учебного заведения с углубленным изучением цикла предметов). Следствием является формирование однородных классов или потоков в параллели классов (продвинутый, средний, низкий), выделение учреждений образования повышенного уровня – гимназий, лицеев.

Одним из вариантов внешней дифференциации является профильная дифференциация, когда создаются классы, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподаются отдельные предметы прикладной или профессиональной направленности. В настоящее время в Беларуси в каждом районе имеются школы с профильными классами.

2. Элективная (мягкая) система (свободный выбор учебных предметов при наличии инвариантного ядра образования).

Характерной чертой учебных планов старших ступеней средних школ Запада является наличие предметов по выбору (элективных). В школах стран Западной Европы их число сравнительно невелико, поскольку каждая секция (отделение) имеет определенный набор предметов, который не оставляет учащимся больших возможностей для выбора дополнительных курсов. Элективная программа здесь ограничена 3–4 предметами и включает обычно иностранный язык, музыку, изобразительное искусство, машинопись.

Весьма обширна программа элективных предметов в школах США. Учащиеся старших классов могут выбирать от 2 до 4 предметов. Особенно большую свободу выбора допускает общее отделение (профиль), где программа обучения весьма неопределенна. Школы предлагают на выбор более 100 курсов, среди которых разнообразные курсы эстетического цикла (лепка, рисование, пение, музыка, танцы, ритмика и т.д.), практического цикла (машинопись, автодело, косметика, стенография и др.). Элективными являются многие академические предметы. Учащиеся могут выбирать повышенные курсы биологии, химии, математики, изучать новые курсы, не входившие в школьные программы: антропологию, социальную психологию, морскую биологию и т.п. Изучение последних стало возможным благодаря внедрению в школы новейших технических средств, в первую очередь учебного телевидения.

Отбор учащихся в условиях дифференцированного обучения может быть двух видов:

1. Детерминированный отбор (администрация учреждения образования и педагоги, изучив особенности учащихся, сами определяют уровень или профиль обучения. Детерминированный отбор происходит на основе определенных критериев и диагностических процедур (тестирование, выявление склонностей к тому или иному виду деятельности, комплексная психолого-педагогическая диагностика).

2. Демократический отбор (право выбора предоставляется самому учащемуся и его законным представителям).

 

Программированное обучение–такой способ усвоения учебного материала, при котором содержание учебного предмета выражается в точных, последовательных операциях по переработке информации.


Программированное обучение сводится к строгой систематизации учебного материала, а сам процесс обучения – к систематизации действий учащихся. Еще одна важная черта программированного обучения – постоянная обратная связь. В программированном обучении ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала.

Программированное обучение возникло на основе сочетания психолого-педагогических наук и кибернетики (науки, изучающей проблемы оптимального и целенаправленного управления сложными системами или процессами). В качестве концептуальной основы программированного обучения выступает кибернетическая теория управления.Процесс обучения, с точки зрения кибернетики, относится к типу очень сложных динамических систем. Действие этой системы обусловлено управляющей деятельностью учителя. Объект управления – это познавательная деятельность учащихся. Управление в обучении состоит в обеспечении оптимального перехода динамической системы в заданное программное состояние. Для управления познавательной деятельностью учащегося учитель должен постоянно по каналам обратной связи получать информацию о том состоянии, в котором находится учащийся, а также о результатах своих управляющих воздействий.

Важнейшая часть программированного обучения – это обучающая программа, понимаемая как упорядоченная последовательность заданий, передаваемых с помощью обучающей машины (компьютера) или программированного учебника. Содержание образования в программированном обучении перерабатывается в последовательность логически законченных доз учебного материала.Каждая такая доза называетсяшагом программы.Каждый шаг состоит из более мелких доз, называемых кадрами. Вся информация в кадрах формулируется предельно коротко и ясно.

Все многообразие кадров делится на три основные группы:

1) кадры, содержащие текстовую или текстографическую информацию;

2) кадры, содержащие вопросы по учебному материалу или учебные задания;

3) кадры с эталонами ответов (кадры обратной связи).

Процесс переработки учебного материала в шаги и кадры для программированного обучения получил название программирования.

Другой неотъемлемый компонент технологии программированного обучения – это систематический программированный контроль и самоконтроль в форме тестированияпо каждому кадру и каждому шагу обучающей программы. К следующему кадру и к следующему шагу переходят те учащиеся, которые успешно прошли контроль по содержанию предыдущего.

В зависимости от особенностей содержания учебного материала, наличия кадров и функциональных связей между ними различают обучающие программы трех типов: линейные, разветвленные и комбинированные.

Влинейных программах (их автором является Б.Ф. Скиннер) кадры внутри шага и сами шаги программы располагаются последовательно один за другим, как бы в линию. Учебный материал расположен в строгой логической последовательности и подается небольшими порциями. Кадры обратной связи сигнализируют ученику о том, насколько успешно идет усвоение материала. О своих ошибках ученик узнает путем сравнения своих ответов с эталоном.

Общий недостаток линейной системы состоит в обилии мелких незначительных вопросов, необходимости отвечать на каждый из них. Отсюда утомляемость, понижение продуктивности труда учащихся. Не учитывается разный уровень развития учащихся.

Вразветвленных программах после каждого кадра вводится несколькокадров обратной связи, обеспечивающих дифференциацию работы учащихся. На каждый вопрос предлагается несколько готовых ответов (обычно 3–5), из которых только один верный, а остальные неточные или неполные, но правдоподобные, и выявляют наиболее вероятные причины ошибок в системе рассуждения учащихся.

Создателем первых разветвленных программ является Н.А. Кроудер, однако следует также вспомнить обучающий автомат Пресси (США, 1926): на столе учащегося 4 кнопки; ученик нажимает кнопку правильного ответа.

На основании предвидения ошибочного хода рассуждений учащихся авторы программированных учебников заранее составляют дополнительные разъяснения, которые могут потребоваться учащимся, совершившим одну из предполагаемых ошибок. Иногда эти разъяснения дополняются новыми заданиями, имеющими целью более прочное усвоение изучаемого материала.

Разветвленная программа позволяет индивидуализировать обучение. Если ученик хорошо подготовлен и выбирает правильные ответы, он быстро продвигается вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. При неверном ответе ученик будет продвигаться медленнее, но зато получать дополнительные разъяснения своих ошибок и устранять пробелы в знаниях (см.: рисунок).

 

 


Рисунок – Алгоритм отработки учебного материала при программированном обучении (с помощью обучающей машины) 1

 

Линейная и разветвленная программа имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому при составлении программированных пособий целесообразнее пользоваться комбинированной системой.

Комбинированная (смешанная) программа позволяет сочетать преимущества структурной простоты учебника, построенного по линейному принципу, с более высокой степенью индивидуализации обучения, обеспечиваемой принципом разветвленного программирования.

Выделяют две разновидности программированного обучения по применяющимся средствам: безмашинное и машинное.

Средства безмашинного программирования:

1) программированные учебники, обеспечивающие управление всеми этапами познавательной деятельности учащихся;

2) программированные сборники задач и упражнений, предназначенные для закрепления знаний и выработки навыков и умений;

3) программированные дополнения к действующим учебникам, помогающие организовать самостоятельную работу учащихся.

_____________

1 Рисунок заимствован нами из книги: Лекции по педагогике / Под общ. ред. С.А. Умрейко [и др.]. Минск, 1970.

При безмашинном контроле задания могут быть стандартизированными и нестандартизированными, простыми и сложными, включать один или несколько вопросов. При этом ученик может работать с несколькими типами заданий. Ответ может быть кодированным в виде цифр или представлять собой слово, краткое высказывание, термин, формулу.

Средства машинного программирования (обучающие машины):

1) обучающие машины, выполняющие все дидактические функции;

2) машины-«репетиторы», позволяющие организовать контроль знаний;

3) машины-«экзаменаторы», контролирующие результаты обучения.

Программированное обучение в гармоническом сочетании с традиционной методикой способствует систематической повседневной работе учащихся, вырабатывает полезную привычку своевременно и аккуратно выполнять домашние задания, значительно активизирует их мышление и познавательную деятельность.