Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

Покровская С.Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. Минск, 2002.

Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного школьного образования. Минск, 1998.

Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. М.–Воронеж, 2004.

Технологии эффективного управления процессом обучения

Лекция 6.

Пятый этап – выполнение действия во внутренней речи.

Четвертый этап – выполнение действия во внешней речи «про себя».

Третий этап – выполнение действия в плане громкой речи.

Благодаря такой организации процесса, новое действие (а на его основе – понятия о его объектах) формируются гораздо легче и скорей, чем в традиционных формах обучения, а также становятся доступны в более раннем возрасте.

В теории П.Я. Гальперина рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия:

1. Степень овладения умственным действием.

2. Степень его обобщенности.

3. Полнота фактически выполняемых операций, или степень сокращенности действия.

4. Мера освоенности действия.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Заполните таблицу, исходя из характерных различий между классическим традиционным обучением и наиболее распространенными вариантами развивающего обучения:

 

Основные характеристики Традиционное обучение Система развивающего обучения Л.В. Занкова Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Цели обучения      
Принципы обучения      
Предметное содержание      
Методы и приемы обучения      
Формы организации учебного процесса      

 

2. Изучите приложенные к лекции материалы о распространении в образовательном пространстве Республики Беларусь развивающих педагогических технологий (1999 – 2005 гг.). Чем можно объяснить бóльшую востребованность учителями системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова по сравнению с системой Л.В. Занкова?

 

Вопросы:

1. Дифференциация и индивидуализация обучения.

2. Программированное обучение.

3. Технология полного усвоения знаний (Б. Блум, Дж. Кэрролл).

4. Технология модульного обучения. Состав и структура учебного модуля. Модульная программа.

 

Понятийный аппарат:дифференциация обучения ● индивидуализация обучения ● программированное обучение ● модульное обучение ● учебный модуль.

Литература к вопросу 1:

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 5 (с. 101–107).

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000 (с. 73–75).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. VI (§ 6.2–6.4).

Литература к вопросу 2:

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 5 (с. 112–115).

Березовин Н.А., Жук О.Л., Цырельчук Н.А. Дидактика: история, теория, технология. В 2 ч. Минск, 2003. Ч. 1. Гл. 4 (§ 4.3, 4.4, 4.8–4.10).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. VI (§ 6.1).

Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1970.

Молибог А.Г.Программированное обучение. М., 1967.

Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

Литература к вопросу 3:

Березовин Н.А., Жук О.Л., Цырельчук Н.А. Дидактика: история, теория, технология. В 2 ч. Минск, 2003. Ч. 1. Гл. 3 (§ 3.5).

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000. Гл. 3 (с. 70–73).

Современная дидактика: теория – практике / Под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1993. С. 222–231.

Березовин Н.А., Цырельчук Н.А., Чеховских М.И. Психология и педагогика. В 2 ч. Минск, 2002. Ч. 2 (с. 187–191).

Литература к вопросу 4:

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 5 (с. 115–122).

Березовин Н.А., Жук О.Л., Цырельчук Н.А. Дидактика: история, теория, технология. В 2 ч. Минск, 2003. Ч. 1. Гл. 3 (§ 3.12).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. VII (§ 7.5).

Кульменева Л.Г., Ляшук А.М. Модульная система обучения биологии // Народная асвета. 2003–2008.

Шамова Т.И. Модульное обучение. Теоретические вопросы, опыт, перспективы. М., 1994.

Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.