Вопрос 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).

Рефлексия собственных действий.

Рефлéксия (от лат. reflexio–обращение назад)–осмысление субъектом процесса и результатов своей деятельности.

 


В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объ­ем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответст­вия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный мо­мент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учеб­ной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможно­стей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя ‒ не вывести всех на некий, заданный уро­вень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

 

П.Я. Гальперин и его сотрудники исходили из того, что в традиционном обучении деятельность ученика в процессе овладения новым заданием происходит без достаточного руководства, контролируется главным образом по конечному результату и приходит к нему ощупью. Была поставлена задача: выяснить условия, при наличии которых ученик будет действовать так, «как надо», и неизбежно придет к заранее намеченным результатам.

В результате была разработана система обучения, которую сам П.Я. Гальперин называл планомерно-поэтапным формированием умственных действий и понятий.

Эта система включает четыре большие группы условий:

а) формирование адекватной мотивации действий ученика;

б) обеспечение правильного выполнения нового действия;

в) формирование желаемых свойств этого действия;

г) превращение этого действия в его наиболее желаемую форму – в умственное действие.

Для обеспечения правильного выполнения нового действия (которое ученик выполнять не умеет) была разработана схема полной ориентировочной основы действия. Эта схема представляет собой как бы алгоритмическое предписание, посредством которого перед ребенком раскрывается объективная структура материала и действия, в материале выделяются ориентиры, а в действии – последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволили ребенку с первого до последнего шага правильно выполнить все задание. Все это должно быть представлено в четкой форме записи на ориентировочной карточке.

Действие, формируемое у учащегося, приобретает умственную форму не сразу, а постепенно, последовательно проходя 5 этапов, ни один из которых не должен выпасть:

Первый этап – выяснение ориентировочной основы действия. Учащегося предварительно знакомят с целью действия, создают необходимую мотивацию и далее создают ориентировочную основу действия. Ориентировочной основой действия (ООД) называют систему ориентиров и указаний, пользуясь которой человек выполняет данное действие. Эта система указаний и ориентиров может быть разного характера и в различном виде дана ученику или составлена им самим, но это пока лишь представление о предстоящем действии, о способе его выполнения, но еще не само действие.

Второй этап – выполнение действия в материальном или материализованном виде. На этом этапе усваиваемое действие выполняется как внешнее, практическое действие с реальными предметами (тогда оно называется материальным) или с помощью каких-либо моделей – схем, чертежей и т.д. (тогда оно называется материализованным).