Работа с родителями учащихся.

С планированием работы классного руководителя можно ознакомиться в приложении 2.1 к семинарскому занятию 2.

Первоначальный этап работы классного руководителя (первые 15―20 дней) всегда чрезвычайно труден и напряжен. На этом этапе классный руководитель должен:

1. Определить и предъявить классу минимум обязательных педагогических требований, добиваясь их неукоснительного исполнения.

2. Ввести элементы самоуправления, ставящие учеников в отношения взаимной ответственности.

3. Выдвинуть перспективу «завтрашней радости» (А.С. Макаренко), т.е. начать подготовку интересного творческого дела, которое потребует коллективной деятельности, участия каждого в общем мероприятии.

4. Начать знакомство с учащимися, их семейными обстоятельствами, индивидуальными особенностями, увлечениями, интересами. Уже в течение первой недели классный руководитель должен запомнить всех учащихся класса по имени и фамилии.

Эта чисто организационная работа – необходимое условие последующей содержательной деятельности класса. Покажем на примере, как осуществляется этот замысел в течение первой учебной недели (V класс):

a) ежедневное утреннее приветствие и контроль за своевременностью прихода учащихся на занятия (за минуту до звонка прийти в кабинет, где находятся ученики, улыбнуться им, сказать «Доброе утро!», выяснить, все ли здоровы и все ли готовы к уроку);

б) проверка правильности размещения учеников на рабочих местах с учетом их психофизических особенностей, симпатий и антипатий;

в) составление графика дежурств и контроль над его исполнением (в конце учебного дня дежурные зовут классного руководителя в закрепленный за классом учебный кабинет, где он оценивает результаты их дежурства);

г) организация коллективного смотра готовности к учебному году (класс разбивается на группы, в каждой назначается ответственный, он проверяет наличие и порядок хранения учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей у каждого ученика);

д) подготовка и проведение первого классного часа (тема его должна быть интересной, пробуждать общественную инициативу, стремление строить жизнь по законам дружбы, справедливости и ответственности);

е) выбор и подготовка первого коллективного творческого дела (например, однодневного туристического похода, принять участие в котором приглашаются и родители);

ж) проведение в конце недели анкеты «Мои впечатления от первых дней в V классе» и выпуск классного листка, отражающего содержание этих анкет (для его оформления создается первая редакционная группа);

з) получение анкетных сведений об учащихся и их семьях, первые записи в классный журнал, составление социального паспорта класса.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Важным компонентом всякой педагогической технологии является проектирование (планирование) деятельности учителя и учащихся. Содержательный план урока, воспитательного мероприятия является не только средство педагогического труда, но и показатель высокой методической культуры учителя.

Выберите тему и разработайте план урока одним из двух способов на выбор: а) в текстовом варианте; б) в форме технологической карты.

2. Назовите основные направления деятельности классного руководителя класса общеобразователной школы. Как изменяется содержание его работы с возарстом учащихся (младшие школьники, подростки, старшеклассники)?

3. Перечислите основные задачи классного руководителя на первоначальном этапе работы (15–20 дней).

4. В работе «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» А.С. Макаренко пишет: «Если бы меня спросили, с чего бы я начал в нормальной школе, я сказал бы: я начал бы не с формы и не с создания традиций, а начал бы с хорошего общего собрания, где так, от души, в лоб сказал бы ребятам: во-первых, чего я от них хочу, во-вторых, чего я от них требую, и, в третьих, я предсказал бы им, что у них будет через два года. Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться…».

Вы – начинающий классный руководитель. Разработайте сценарий первого собрания класса. Как бы Вы обратились к детям, какие предъявили бы требования, какие поставили бы цели, перспективы? (Возраст учащихся – на выбор студента).