Лекция 2.

Классификация педагогических технологий.

I. Классификация по содержанию образовательного процесса:

1. Технологии обучения (дидактические).

2. Технологии воспитания (воспитательные).

3. Технологии управления педагогическими системами (управленческие).

II. Классификация по целям образовательного процесса:

1. Знаниево-ориентированные технологии, в основе которых лежит информирование, просвещение и организация репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них знаний, умений и навыков. В ходе применения данных технологий у учащихся развиваются прежде всего память, внимание, логическое мышление.

2. Личностно-ориентированные, создающие условия для развития у учащихся нравственного отношения к объекту познания, умений самоорганизации учебной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, склонностей.

III. Классификация по направлениям модернизации традиционной образовательной системы:

1. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя и классного руководителя (технологии планирования урока или воспитательного мероприятия, технология разработки дидактических тестов и др.).

2. Технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения (развивающее обучение по Л.В. Занкову, развивающее обучение по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову, личностно-ориентированное развивающее обучение по И.С. Якиманской, гуманно-личностная технология по Ш.А. Амонашвили и др.).

3. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология учебного исследования, технология проектов, коллективные и групповые технологии обучения, интерактивные технологии и др.).

4. Технологии эффективного управления процессом обучения (дифференцированное обучение, программированное обучение, технология полного усвоения знаний, модульное обучение, информационно-коммуникативные технологии в обучении и др.).

5. Технологии развития творческого потенциала личности, или креативные технологии (эвристическое обучение, ТРИЗ, технология педагогических мастерских, технология развития критического мышления учащихся, технология творческого развития учащихся по И.П. Волкову, технология социального творчества по И.П. Иванову).

6. Гуманистические воспитательные системы авторских школ (например, Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, Школа Самоопределения А.Н. Тубельского, Парк-школа М.А. Балабана, Агрошкола-интернат А.А. Католикова, воспитательная система «Школа без неудачников» американского педагога Уильяма Глассера и др.).

7. Альтернативные педагогические технологии (дальтон-план, монтессори-педагогика, вальдорфская педагогика Р. Штайнера, система свободного труда С. Френе).

8. Технологии управления педагогическими системами (технология методической работы в школе, технология мониторинга качества образования, технология освоения педагогических инноваций).

Этой классификации мы будем придерживаться в дальнейшем.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Сравните определения понятия «педагогическая технология», данные 4–5 авторами. Какие из аспектов педагогической технологии подчеркиваются в этих определениях?

2. Задумайтесь над вопросом: все ли аспекты деятельности педагога могут быть технологизированы? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Чем отличается педагогическая технология от методики обучения (воспитания)?

4. Почему количественно известных технологий обучения (дидактических технологий) больше, чем технологий воспитания?

 

Технологии реализации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя и классного руководителя

 

Вопросы:

1. Технология подготовки учителя к уроку.

2. Функции и направления работы классного руководителя. Первоначальный этап работы классного руководителя.

Понятийный аппарат:педагогическое проектирование.

Литература к вопросу 1:

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2011. Гл. 21.

Школьные технологии обучения и воспитания / под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 2 (с. 30–34).

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2002. Гл. 30 (§ 3).

Литература к вопросу 2:

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 22 (§ 1–6).

Школьные технологии обучения и воспитания / под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 2 (с. 34–45).

Березовин Н.А., Жук О.Л., Цырельчук Н.А. Дидактика: история, теория, технология. В 2 ч. Минск, 2003. Ч. 2. Гл. 5 (§ 5.9).

Запрудский Н.И. Современные школьные технологии – 2. Минск, 2010. Гл. 2.

Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1986 (с. 73–78).

 

Литература к вопросу 3:

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 19.

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 6 (с. 146–159).

Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 11 (§ 2, 5), 26, 27.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2002. Гл. 31 (§ 1—6).

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1989.

Аб зацвярджэннi палажэння аб класным кiраўнiку класа агульнаадукацыйнай школы i куратару вучэбнай групы прафесiянальна-тэхнiчнай i сярэдняй спецыяльнай навучальнай установы: Загад Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. 1999. № 10.

Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: метод. рекомендации // Праблемы выхавання. 2003. № 5.

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учебных заведениях // Там же.