ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКИХ СООБЩЕНИЯХ И ТОРГОВОМ СУДОХОДСТВЕ
Морскими перевозками или морскими сообщениями принято называть грузовой или пассажирский обмен между районами (государствами), который производится по морским путям. Экономико-географические факторы, влияющие на формирование морских перевозок, вытекают из определения транспорта как сферы материального производства.
Основными из них являются: географическое размещение и уровень развития производительных сил, технико-технологические особенности производства, связанные с потреблением сырья, топлива и т. д.; баланс производства и потребления отдельных регионов (стран); взаимосвязь между отдельными странами, районами, отраслями производства; политические отношения между странами; неравномерность размещения природных ресурсов; уровень развития других видов транспорта.
Изучению морских перевозок всегда предшествует всестороннее изучение районов, тяготеющих к морским сообщениям, анализ экономических и географических условий возникновения грузо- и пассажиропотоков и их развитие.
Районы тяготения к морским сообщениям - территории, экономические связи которых обслуживаются морским транспортом.Ими могут быть как отдельные экономические районы, так и группы экономических районов одной страны, а также отдельные страны и даже континенты.
Районы тяготения могут непосредственно прилегать к морским побережьям (ближние) или выходить к побережью через другие территории (дальние), при этом основным районообразующим фактором является территориальное общественное разделение труда, специализация районов по определенным отраслям производства; внутрирайонные транспортные связи, экономические тяготения их к другим экономическим районам (странам).
При изучении районов тяготения следует рассматривать географическое положение территории, размещение промышленных и сельскохозяйственных центров с точки зрения их потребности в транспорте, наличие морских портов и их транспортных связей с центрами производства. Анализ районов тяготения производится с учетом факторов, влияющих на образование морских грузопотоков в/из данного района.
Грузопотоками называется количество данного груза, перевозимого в определенном направлении за единицу времени (характеризуется объемами и направлением, структурой и степенью равномерности).
Объем и направление - количественные и качественные характеристики, определяющие потребность в транспортных средствах и направлении грузопотоков, вид и район плавания, состав грузовых судов, потребных для перевозок.
Структура грузопотока- состав грузов, разных по свойствам и требованиям, предъявляемым к их перевозке. Структура грузопотока определяет конструктивные типы судов (качественный состав потребного для перевозки грузов тоннажа, организацию перевозок и технологию грузовых работ). Грузопотоки также характеризуются степенью равномерности, под которой понимается распределение грузопотока (по времени его возникновения и продолжительности действия). Они делятся на круглогодичные, сезонные и эпизодические.
Грузопотоки - экономическая основа развития и организации работы морского транспорта.
Одним из критериев районирования грузопотоков является их распределение по морским бассейнам и портам с минимализацией затрат труда и финансовых средств на транспортировку грузов от районов производства до районов потребления.
Районирование внешнеторговых грузопотоков осуществляется для минимизации издержек на перевозки.
Торговое судоходство - перемещение по морским и океанским путям разнообразных средств морского транспорта (грузовых и пассажирских судов, паромов и других типов судов) - организуется для перевозки пассажиров и грузов.
В настоящее время на морском транспорте используются две формы организации торгового судоходства: трамповое (нерегулярное) и линейное (регулярное).
Трамповое судоходствопредусматривает организацию движения судов одиночными рейсами по различным направлениям. Порты отправления, прибытия и промежуточного захода, а также время отправления устанавливаются в соответствии с заключенным договором (чартером) на перевозку определенной партии груза.
Линейное судоходствопредусматривает организацию движения одного или группы закрепленных за линией судов для перевозки грузов между заранее определенными портами. Определяющим признаком этого вида судоходства является постоянство оборота судов по заранее объявленному расписанию движения на определенном направлении. Линейное судоходство организуется на направлениях устойчивых грузо- и пассажиропотоков с достаточными для загрузки судов объемами.
В расписании линии точно указываются наименование судна, порты отправления, промежуточного захода и назначения, время прибытия и отправления судов. Работа по расписанию наиболее четко регламентирует по времени весь перевозочный процесс.
По скорости доставки грузов и пассажиров линейное судоходство может быть обычным, срочным или экспрессным. Основным признаком срочных и экспрессных линий являются повышенные скорости доставки грузов и пассажиров.
Морские линии делятся на каботажные и заграничные.
Различают совместные и односторонние заграничные линии. На совместных линиях организуется движение судов двух (или более) договаривающихся сторон по единому расписанию. На односторонних заграничных линиях - организуется движение судов только одной страны (или компании). Линии организуются на основании межправительственных договоров или соглашений, в которых излагаются условия их функционирования.
Линейное плавание является наиболее совершенной формой судоходства.
При достаточных грузопотоках однородных грузов создаются специализированные грузовые линий (угольные, рудные, зерновые, нефтяные и др.).