Земной сфероид. Меры длины и скорости
Основные понятия навигации
Краткий конспект лекции.
Внутренние воды
К внутренним относятся все воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод: акватории морских портов и рейдов, заливы, ширина входа в которые при наибольшем отливе не превышает 24 миль, «исторические» заливы, все внутренние водные пути (национальные реки, озера и каналы) и внутренние моря.
Внутренним морем считают морское пространство, полностью окруженное берегами одного государства или имеющее морской выход, оба берега которого, как и все побережье, принадлежат данному государству.
Границы так называемых исторических вод (заливов, морей, проливов) устанавливаются самим прибрежным государством, и единых международных правил на этот счет не существует.
Внутренние воды являются частью территории прибрежного государства и находятся пол его полным суверенитетом. Это означает что судоходство в них регулируется законами и правилами прибрежного государства.
План лекции:
1.Отрытое море и его международный правовой режим. [2] стр.11-13;
2.Териториальные воды и прилежащие зоны. [2] стр.13-15;
3.Важнейшие проливы и международные каналы. [2] стр.15-17;
4.Внутренние воды. [2] стр.17;
5.Влияние гидросферных явлений на мореплавание.
- Открытое море его понятия. [2] стр.11;
- Международный правовой режим открытого моря. [2] стр.11;
- Конвенция об отрытом море. [2] стр.12;
- Обязательство государств по обеспечению безопасности судоходства по отрытому морю. [2] стр.12-13;
* борьба с пиратством;
* безопасность судоходства;
* охрана человеческой жизни
* охрана подводных кабелей и трубопроводов.
- Территориальные воды и их границы. [2] стр.13;
- Понятие мирного прохода в территориальных водах. [2] стр.13;
- Права и обязанности прибрежного государства. [2] стр.13-14;
- Прилежащая зона морской полосы прибрежного государства. [2] стр.14;
- Исключительная экологическая зона. [2] стр.14;
- Континентальный шлейф. [2] стр.14-15;
- Закрытое море. [2] стр.15;
- Архипелажные воды. [2] стр.15;
- Важнейшие проливы. [2] стр.15;
- Международные каналы. [2] стр.16-17;
- Внутренние воды. [2] стр.17;
- Влияние гидросферных явлений на мореплавание. [2] стр.169-170.
В целях навигации Земля принимается за эллипсоид вращения или земной сфероид.
Эллипсоид с официально принятыми размерами называют референц-эллипсоидом. В СССР с 1946 г. принят референц-эллипсоид Красовского.
В других странах приняты эллипсоиды с иными параметрами, поэтому переход с карты на карту следует выполнять не по координатам, а но пеленгу и расстоянию.
При решении задач навигации, не требующих высокой точности, Землю принимают за шар, у которого длина минуты дуги большого круга равна одной морской миле, т. е. 1852 м.
Радиус такого шара R=6 366 707 м = =3 437,743 м. мили, а длина его экватора S = 40 003 км = 21 600 м. миль.
Длина 1 мин эллиптического меридиана зависит от широты и для референц-эллипсоида Красовского составляет на экваторе она равна 1842,89 м, на полюсе—1861,57 м.
Длина морской или стандартной мили в большинстве стран с 1931 г. принята равной 1852 м.
Кабельтов (кб) составляет 0,1 мили и равен 185,2 м.
Единицей скорости является узел (уз), равный одной морской миле в час; 1 уз = 1852 м/ч= =30,8667 м/мин = 0.5144 м/с=0,167 кб/мин.
Для быстрых приближенных расчетов можно принять: скорость в м/с, умноженная на 2, равна скорости в узлах; скорость в узлах, деленная на 6, равна скорости в кб/мин.
Для перехода от скорости в узлах к скорости в км/ч необходимо скорость в узлах умножить на 2 и от результата отнять его десятую часть; скорость в км/ч, деленная на 2 и сложенная с десятой частью результата, даст скорость в узлах.