Черноморские проливы. (Босфор, Мраморное море и Дарданеллы).
Важнейшие проливы
Исходя из особенностей правового режима международные проливы можно подразделить на следующие две группы.
Первую группу составляют проливы, соединяющие открытые моря (например, Гибралтарский, Магелланов). К этой группе также относятся проливы, соединяющие открытое море с морями, имеющими особый режим, например, черноморские, балтийские, Лаперуза, Сангарский, Корейский и др. Основу режима судоходства в проливах этой группы составляет свобода прохода судов.
Ко второй группе отосятся проливы, перекрытые территориальными водами прибрежных государств и соединяющие между собой открытые моря либо ведущие в территориальные воды какого-либо государства.
Режим судоходства в таких проливах основывается на праве мирного прохода судов всех флагов. При этом такой проход не может быть приостановлен.
Единой правовой регламентации режима международных проливов не существует. Режим отдельных проливов (например, черноморских, балтийских и Гибралтарского) определен специальными международными соглашениями. Режим судоходства большей части других проливов установлен прибрежными государствами в одностороннем порядке.
Гибралтарский пролив. Он открыт для плавания торговых и военных судов всех стран без каких-либо ограничений.
Магелланов пролив. Он объявлен постоянно нейтрализованным и открытым для свободного плавания торговых и военных судов всех стран. В ночное время плавание через него запрещено. Лоцманская проводка обязательна. Согласно чилийским правилам капитанам всех судов, следующих через Магелланов пролив, рекомендуется сообщать национальную принадлежность судна, его название и позывные и, кроме того, сведения о портах отправления и назначения при прохождении мимо светящихся знаков, установленных на островах Лос-Эванхелистас, в бухте Феликс, на мысах Сан-Исидро, Посесьон, Вирхенес, а также при прохождении мимо других светящихся знаков, с которых могут запросить указанные выше сведения.
Международно-правовой режим проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, заключенной в Монтре (Швейцария) 20 июля 1936 г. Участниками Конвенции являются: СССР, Болгария, Румыння, Турция, Греция, Югославия, Италия, Великобритания, Австралия, Кипр, Франция и Япония.
Конвенция подтвердила принцип свободного прохода н плавания в проливах и объявила свободным проход через проливы торговых судов всех стран независимо от флага и груза, днем и ночью, без каких-либо формальностей, но с соблюдением санитарного контроля и осмотра, осуществляемого турецкими властями.
При входе в проливы судно обязано остановиться у санитарной станции в Чанаккале (при следовании из Эгейского моря) или в Буюкдере (при следовании из Черного моря) для санитарного осмотра. Осмотр производится в любое время суток. Суда, предъявившие при осмотре санитарные документы, подтверждающие их благополучие в санитарном отношении, не обязаны останавливаться в каком-либо другом пункте проливов во время своего прохода.
С судов, проходящих проливы транзитом, не должны взыскиваться никакие иные сборы или платы, кроме тех, которые взыскиваются за санитарный контроль, на содержание маяков, освещаемых и ограждающих буев и спасательной службы. Для облегчения взимания этих сборов торговое судно, следующее через проливы, должно сообщить администрации станции свое название, флаг, тоннаж, пункт назначения н отправления.
Сбор уплачивается один раз за проход судна в обоих направлениях, если второе прохождение совершается не более чем через 6 мес. после первого. За необязательные услуги взыскивается особая плата, если они были оказаны по просьбе капитана или агента судна. Пользование лоцманами или буксирами в проливах не обязательно.
С введением в 1982 г. правостороннего движения в проливе Босфор порядок прохода всей зоны Черноморских проливов не изменен, он по-прежнему регулируется Конвенцией о режиме проливов 1936 г.