Технологии СР с женщинами.

Причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов СР — выполнение ими генеративной функции, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий. Подчиненная роль женщин в полоролевом разделении труда способствует укоренению представленийоб их неполноценности, необходимости главенствующей роли мужчи­ны. Главная соц. проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материн­ских и трудовых обязанностей. Женщины -- уязвимая категория на рынке труда (слабо защищенные в соц. плане: лица, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, женщины, только что окончившие учебные заведения и не имеющие опыта работы либо, находящиеся в предпенсионном возрасте, жены военнослужащих). Снижение соц. статуса и уровня жизни женщин приводят к ухудшению их здоровья, к неблагоприятным последствиям для здоровья детей, к увеличению масштабов внутрисемейного насилия. Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские и трудовые обязанности, так и всецело посвятить себя семье и детям. Независимость и свобода выбора должна обеспечившая жен­щине и в семейных отношениях. Она должна сама выбрать наилучший вариант для себя и своей семьи, что предусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким образом, чтобы честный общественно полезный труд давал людям возмож­ность получать доходы, достаточные для обеспечения жизни. Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфере сексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаев семейного и сексуального насилие оградить женщину от нежелаемых беременностей, внедрить сезонные по­ложения планирования семьи в массовое сознание и, вследствие этого, возможно, устранить бесславное лидерство России среди всех стран по показателю количества ежегодно совершаемых абортов. Для этого необходимы значительное обогащение нормативной базы, создание реальных возможностей на рынке жилья, системы медицинского обслужи­вания (мед.просвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьи входят в обязанности специалиста по СР), развитие сети соц. ресурсов для образования, отдыха и культурного развития детей также способно позитивно повлиять на положение женщин (льготные путевки в детские оздоровительные -лагеря и санатории детям из семей группы риска, оказание помощи детям, испытывающим трудности в учебе).

3 тина задач в области оказания помощи женщинам: Для спасения жизни и здоровья женщин и детей (приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комп­лексом соц. услуг (психологическая и медицинская реаби­литация, юридическое консультирование и правовая защита, со­действие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении докумен­тов). Поддержание социального функционирования (все адекватные виды соци­ально-психологической,социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в ТЖС, переподготовка или переобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь). Социальное развитие (информирование женщин, обучение их прогрессивиым личностным умениям и соц. технологиям, включая технологии самозанятости и са­мообеспечения. малого бизнеса, группа самопомощи и взаимопомощи Эти задачи выполняются соц. работниками совместно с сотрудниками различных сфер— правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учрежде­ниями и т.п. Защита от домашней жестокости в Условиях нестационарного учреждений (реабилитационную, юридическую и иные виды помощи, создание терапевтических групп, групп самопомощи). Оказание женщинам содействияв планировании семьи (консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие из них, пропаганда планирования семьи).Подросткам оказывается: диагностическая помощь, сексуальное воспитание. Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы — это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Содействие в самопомощи и самозанятости женщин — это создание в ряде центров СО цехов, мастерских, участков трудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов.

 

24. Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости.

Технология СР – алгоритм деятельности, в результате которого достигается определенная соц. цель и преобразуется объект воздействия.

Технология СР – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе осуществления СР.

Технология СР – одна из отраслей соц. технологий, ориентированных на соц. обеспечение, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.

Технологическая задача СР заключается в выявлении соц. проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении соц. служб инструментария и средств в своевременном скорректировании действий соц. работника и поведения объекта СР, для оказания ему помощи.

Характер соц. проблемы является важнейшим фактором от которого зависит определение содержания, инструментария, форм и методов СР с клиентом.

n сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим и практическим результатам.

Для решения соц. проблемы необходима соответствующая информация об объекте соц. воздействия, об условиях, обстоятельствах и др. факторов, влияющих на жизнедеятельность объекта, его состояние и поведение.

Соц. проблемы бывают разного уровня:

1. могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части населения (демографические, экологические, техногенные, продовольственные). Их разрешение требует участие большинства государств планеты – мегауровень.

2. Соц. проблемы могут касаться элементов отдельных или нескольких соц. систем (соц. кризисы, распределяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общества), блоки или группировки – макроуровень.

3. могут распределяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личности (проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или соц. сферу жизнедеятельности людей) – мезоуровень.

4. Для СР особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и соц. среды – микроуровень.

К соц. среде относят все факторы, которые активизируют или блокируют защиту соц. интересов личности и реализацию ее потребностей.

Одним из сложных условий решения соц. проблем является ее формулирование, если это сделано правильно, то

1. позволяет осуществить поиск недостающей информации в нужном направлении;

2. обеспечить выбор оптимального инструментария соц. воздействия.

Отсюда вытекает эффективность СР.

Одним из важнейших требований к формулированию соц. проблемы является обоснованность, вытекающая из реальных потребностей и предпосылок, поскольку отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему надуманной и произвольной.

Т.о. точно сформулированная проблема выступает исходным первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности соц. служб и организации СР.

Практическая потребность и значимость соц. проблемы не только активизирует деятельность соц. служб, мобилизует их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску решения проблемы творческий характер. Решение проблемы сводится к разрешению внутренних или внешних противоречий (соц. противоречий).

Соц. противоречие – взаимодействие заимоисключающих сторон или тенденций в явлениях соц. жизни и это взаимодействие противоположностей.