Технологии СР с дезадаптированными детьми и подростками.

Сциальная дезадаптация подростков -- нарушение процесса соц. развития, социализации индивида. Признаки соц. дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы цен­ностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

Факторы: наследст­венность , психолого-педагогический фактор, социальный фактор Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, какие психологические закономерности характерны для данного явления, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства являются важнейшими предпосылками дезадаптации: семейный фактор и врожденная патология.

Соц. дезадаптация — процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в соц. развитии детей и подрост­ков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть учреждений: I) центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»); 2) центр психолого-педагогиче­ской помощи семье и детям; 3) территориальный центр социаль­ной помощи семье и детям; 4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; 5) социальный приют для детей и под­ростков; 6) центр помощи детям, оставшимся без попечения ро­ди гелей.

Задачи учреждений:

• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

• психолого-медицинская помощь детям, попавшимпо вине ро­дителей или в связи с экстремальной ситуацией в безвыходноеположение;

• формирование у детей и подростков положительного опыта со­циального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

• выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

• психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

• содействие возвращению в семью;

• обеспечение возможности получить образование;

• забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Этапы в работе с детьми:

• диагностическая работа;

• реабилитация, программа которой основанана данных, полу­ченных после всесторонней диагностики;

• постреабилитационная защита ребенка.

Социальные приюты для детей и подростков, в которых дети могут полу­чить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми, сверст­никами, обретению чувства семьи; своей значимости.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информа­ции. Большое значение имеют психоло­гическая диагностика и коррекция главных задач социальной помощи подростку -- устройство его дальнейшей судьбы. Идеаль­ным вариантом является возвращение ребенка в родную семью. Соц. работники посещают семью и оценивают ее функциональные особенности

Социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный. При этом главное внима­ние надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируются ею личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений.