Технологии СР с дезадаптированными детьми и подростками.
Сциальная дезадаптация подростков -- нарушение процесса соц. развития, социализации индивида. Признаки соц. дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Факторы: наследственность , психолого-педагогический фактор, социальный фактор Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, какие психологические закономерности характерны для данного явления, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства являются важнейшими предпосылками дезадаптации: семейный фактор и врожденная патология.
Соц. дезадаптация — процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в соц. развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть учреждений: I) центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»); 2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям; 3) территориальный центр социальной помощи семье и детям; 4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; 5) социальный приют для детей и подростков; 6) центр помощи детям, оставшимся без попечения роди гелей.
Задачи учреждений:
• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
• психолого-медицинская помощь детям, попавшимпо вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в безвыходноеположение;
• формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
• выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
• психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
• содействие возвращению в семью;
• обеспечение возможности получить образование;
• забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Этапы в работе с детьми:
• диагностическая работа;
• реабилитация, программа которой основанана данных, полученных после всесторонней диагностики;
• постреабилитационная защита ребенка.
Социальные приюты для детей и подростков, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи; своей значимости.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации. Большое значение имеют психологическая диагностика и коррекция главных задач социальной помощи подростку -- устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью. Соц. работники посещают семью и оценивают ее функциональные особенности
Социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный. При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируются ею личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений.