Заголовок
Общие сведения
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Комментарий и директивы компилятора
В любом месте программы, где разрешен пробел, можно записать пояснительный текст – комментарий. Он не обрабатывается компилятором и не включается в исполняемый exe-файл.
Текст комментарий ограничен символами {} или (* *):
{ТекстКомментария } или {*ТекстКомментария*}.
Допускаются следующая вложенность комментария:
{Текст (*ТекстКомментария2*) Комментария 1}
Или
{*Текст (ТекстКомментария2) Комментария 1*}
Следует знать:
· Ограничители комментария удобно использовать при отладке программы для временного исключения группы операторов, которая, будучи заключена в { } или {**}, воспринимается как комментарий и, следовательно, не выполняется;
· Комментарий необходимо отличать от директив компилятора, которые используются программистом для управления режимами компиляции. Директивы, как и комментарии, заключаются в фигурные скобки, но имеют отличительный признак в виде символа $. По умолчанию они находятся в состоянии, гарантирующем минимальный объем исполнимого кода и в состоянии, гарантирующем минимальный объем исполнимого кода и минимум времени компиляции. Несколько директив компилятора могут находиться в одной строке. Часто используются следующие директивы:
- {$R+} – проверять выход за границы диапазонов;
- {$I-} – отмена контроля операции ввода/ вывода;
- {$F+}- формировать дальний тип вызова процедур и функций.
В общем случае программа имеет вид:
{описательная часть}
begin
{исполнительная часть}
End.
Описательная часть не выполняет никаких действий и служит, в основном, для правильного выделения памяти под данные, используемые в программе. Последовательность действий (инструкций) по обработке данных содержится в исполнительной части программы. В редких случаях описательная часть может отсутствовать. Без исполнительной части программа бессмысленна.
В начале программы может находиться заголовок, состоящий из зарезервированного слова program, имени программы и параметров, с помощью которых программа взаимодействует со своим внешним окружением.
Program Имя Программы (input, output); {стандартные файлы ввода/ вывода}
Имя программе присваивается самим программистом для удобства работы с ней. Такое имя позволяет отличать одну программу от другой, используя только заголовок и не анализируя подробно последующий текст. Более удобным способом является использование комментария, помещенного в начало программы. Поэтому в примерах, приведенных в книге, заголовок программы отсутствует. Имя программы никак не связано с именем файла, содержащим текст.