Тема . Учет текущих обязательств и расчетов.

1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

3. Учет расчетов по налогам и сборам.

4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

5. Учет расчетов с подотчетными лицами.

6. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

7. Учет расчетов с учредителями.

8. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

9. Учет внутрихозяйственных расчетов.

1. К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, газа и др.), а также выполняющие разные работы (ремонт основных средств и др.). Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счета отражается задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками, а по дебету – уменьшение задолженности. Учет по счету 60 ведется методом начисления, то есть по факту совершения операций независимо от времени их оплаты. На счете 60 ведутся расчеты по следующим операциям:

‒ за товарно-материальные ценности;

‒ за выполненные работы;

‒ за потребленные услуги;

‒ за исполнение договоров строительного подряда;

‒ за использование НИОКР;

‒ и за другие виды работ и услуг.

Если в организации операции по заготовлению материалов отражаются без использования счетов 15, 16, то приобретение материалов от поставщиков отражается в учете следующими записями:

Дт 10 Кт 60 – На фактическую себестоимость поступивших материалов.

Дт 19 Кт 60 – Отражен НДС по приобретенным материалам.

Дт 60 Кт 51, 52, 55 и др. счетов – Оплачены счета поставщиков.

При отражении операций с использования счетов 15, 16 корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

Дт 15 Кт 60 – На сумму предъявленных к оплате счетов поставщиков.

Дт 19 Кт 60 – На суммы НДС по приобретенным материалам.

Дт 10 Кт 15 – Материалы приняты к учету (по учетным ценам)

Дт 20, 23и др. Кт 10 – Материалы списаны на производство.

Дт 16 Кт 15 – Списываются отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости.

Дт 60 Кт 51, 52, 55 – Перечислено поставщикам за материалы.

При приобретении основных средств оформляются следующие записи:

Дт 08 Кт 60 – На предъявленные к оплате счета.

Дт 19 Кт 60 – На суммы НДС.

Дт 01 Кт 08 – Основные средства приняты к учету.

На счете 60 ведутся также расчеты за выполненные подрядчиками строительные и ремонтные работы. При этом составляются записи, аналогичные приобретению основных средств.

Если при приемке товарно-материальных ценностей обнаружена недостача, то выставляется претензия – Дт счета 76/ 2 и Кт счета 60. схема отражения операций по учета расчетов с поставщиками представлена на рисунке 15.

При поступлении в организацию материалов без документов (неотфактурованные поставки), их следует ставить на учет исходя из цены, которая была указана в договоре, а после получения документов при соответствии цен указать НДС, при несоответствии цен ранее произведенную запись (Дт10 Кт 60) сторнируют и составляют корреспонденцию счетов на фактическую себестоимость поступивших материалов. При этом для оформления материалов, поступивших без документов, используют Акт о приемке материалов, который утверждается членами приемной комиссии с участием представителя поставщика. Во всех остальных случаях материальные ценности, полученные от поставщиков принимаются к учету по приходным ордерам.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в журнале ордере №6. В нем синтетический учет сочетается с аналитическим учетом.

При автоматизации учета составляются машинограммы синтетического и аналитического учета.

На счете 60 ведется также учет расчетов по выданным авансам. Для этого к 60 счету открывают специальный субсчет «Расчеты по выданным авансам». Выдача аванса оформляется записью: Дт 60/2 Кт 51. Поступление материалов – Дт 10 Кт 60/1. Зачет сумм ранее выданных авансов – Дт 60/1 Кт 60/2. На суммы непогашенного долга – Дт 60/1 Кт 51, 55 и др.

Если расчеты с поставщиками ведутся в иностранной валюте, то к счету 60 также открывают отдельный субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте», возникающие при этом положительные курсовые разницы отражают записью: Дт счета 60 и Кт счета 91, а отрицательные – Дт 91 и Кт 60.

Для организации расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием векселей к 60 счету также открывается отдельный субсчет.

2. При отгрузке продукции покупателям, продаже неиспользуемых материалов, оказании на сторону услуг, возникающая дебиторская задолженность учитывается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету учитывается задолженность покупателей за отгруженную продукцию, материалы, основные средства, выполненные на сторону работы, а по кредиту – погашение этой задолженности.

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дт счета 62; Кт счета90.

При продаже амортизируемого имущества (основных средств, нематериальных активов), стоимость имущества по ценам продажи списывают в Дт счета 62 и Кт счета 91.

Поступившие платежи за проданную продукцию, товары, имущество отражают по дебету счетов 50, 51, 52, 55 и кредиту счета 62.

На счете 62 отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Для этого открывают отдельный субсчет «Расчеты по авансам полученным» и производят запись: Дт счета 51 и Кт счета 62. При учете расчетов с использованием векселей также открывается субсчет «Векселя полученные», и дебиторская задолженность числится на этом субсчете до оплаты векселя.

Документы на отгруженную продукцию (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и др.) регистрируются в Журнале учета выданных счетов фактур, Книге продаж.

Аналитический учет по счету 62 должен вестись по каждому предъявленному покупателем счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю. Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками при журнально-ордерной форме учета ведут в ведомостях учета реализации продукции, работ, услуг. Итоги из ведомости заносятся в Журнал – Ордер № 11, а из нее в Главную книгу.

При автоматизированном учете регистрами аналитического и синтетического являются машинограммы: оборотно-сальдовая ведомость по счету 62, анализ счета 62 и др.

На счете 62 расчеты с покупателями и заказчиками могут вестись в иностранной валюте (на отдельном субсчете), возникающие при этом положительные курсовые отражают записью: Дт счета 62 и Кт счета 91, а отрицательные – Дт 91 и Кт 62.

3. Для учета расчетов по налогам и сборам в плане счетов предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета отражаются начисленные суммы налогов и сборов, а также штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов, а по дебету – перечисленные суммы налогов и сборов.

Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 и дебету различных счетов в зависимости от источника возмещения, а именно:

‒ относимые на счета продажи (90,91) – НДС и акцизы;

‒ включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальных вложений (08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) – транспортный налог, налог на воду, и др.;

‒ уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (91) - налог на имущество и др.;

‒ уплачиваемые из прибыли (99) – налог на прибыль;

‒ уплачиваемые за счет доходов физических лиц (70) – налог на доходы с физических лиц.

Перечисленные суммы налогов и сборов отражаются записью – Дт счета 68 и Кт счета 51. Для учета сумм НДС, кроме счета 68, используется также счет 19 «НДС по приобретенным ценностям». На счете 19 организация отражает суммы НДС, оплаченные в момент приобретения материалов, товаров и других ценностей:

Дт 19 Кт 60 – Отражен НДС по приобретенным ценностям;

Дт 68 Кт 19 – Суммы НДС по приобретенным ценностям списаны на уменьшение задолженности в бюджет;

Дт 60 Кт 51 – Перечислено поставщикам за приобретенные ценности.

Для учета начисленных сумм налога на прибыль в соответствии с ПБУ 18/2002 – «Учет налога на прибыль», вначале определяют величину условного расхода по налогу на прибыль, затем он корректируется на величину отложенных активов, обязательств, и определяется величина текущего налога, подлежащего уплате в отчетном периоде (Дт 99 и Кт 68).

Учет расчетов по налогам и сборам на счете 68 ведется в разрезе каждого налога и сбора и по отдельным субсчетам счета 68, сальдо может быть и дебетовым и кредитовым.

4. Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

Для учета расчетов с органами социального страхования в Плане счетов предназначен счет 69 «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения». По кредиту счета учитываются начисленные суммы органам социального страхования и обеспечения, а также начисленные суммы штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов, а по дебету перечисленные суммы органам социального страхования. К счету 69 открываются следующие субсчета:

1. Расчеты по социальному страхованию.

2. Расчеты по пенсионному обеспечению.

3. Расчеты по медицинскому страхованию.

Начисленные суммы органам социального страхования и обеспечения в бухгалтерском учете относят на те же счета, на которые были отнесены начисленные суммы заработной платы, то есть на счета затрат. При этом производится запись:

Дт 20, 23, 25, 26, 28, 29, 10, 15, 44, 08, 99, 97 и др. Кт 69.

Перечисленные суммы органам социального страхования отражаются записью:

Дт 69 Кт 50, 51, 55.

Часть сумм средств социального страхования используется для выплаты пособий по беременности и родам, пособий на детей, пособий по временной нетрудоспособности и др. При этом первые два дня болезни оплачивает работодатель. Начисление работникам организации указанных пособий отражаются записью: Дт счета 69 Кт счета 70.

При расчете заработной платы по больничному листу учитывается средний заработок за 12 месяцев и страховой стаж. При стаже до 5 лет выплачивается 60% заработка, от 5 до 8 лет – 80%, от 8 лет – 100% заработка.

5. Подотчетными суммами называются денежные средства, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.

Размер суточных определяется организацией самостоятельно, при этом максимальный размер суточных не ограничен. Однако необходимо иметь в виду, что при определении налогооблагаемой суммы прибыли суточные признаются в пределах норм, установленных правительством.

Организация может выдавать денежные средства на хозяйственные нужды, на командировки, на представительские расходы, для приобретения денежных документов и на другие нужды. Денежные средства выдаются на основании расходного кассового ордера. На использованные суммы подотчетные лица представляют авансовый отчет, где на оборотной стороне представляется полный отчет об использовании сумм с приложением всех документов, подтверждающих расход (авиабилеты, счета, товарные чеки, счета за телефонные разговоры и др.).

Суммы в подотчет разрешается выдавать лишь тем работникам, у которых нет задолженности по ранее выданным суммам. Список подотчетных лиц, которым разрешено выдавать денежные средства, утверждается приказом руководителя организации.

Авансовый отчет должен быть представлен в трехдневный срок по возвращению из командировки, если командировки была в пределах РФ и в течение 10 дней – за пределами РФ.

Расчеты подотчетными лицами учитываются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету счета учитываются суммы, выданные в подотчет, а также суммы, выданные в возмещение перерасхода по авансовому отчету, а по кредиту – использование выданных сумм и возврат неиспользованных сумм.

Суммы, выданные в подотчет, отражаются записью:

Дт 71 Кт 50,51

При списании использованных сумм производится запись по кредиту счета 71 и дебету счетов 10, 23, 25, 26, 41, 44 и др.

Неиспользованные суммы аванса сдаются в кассу – Дт 50 Кт 71.

Невозвращенные в трехдневный срок суммы списываются на счет 94 «Недостачи и потери» и оформляются записью: Дт 94 Кт 71, а затем взыскиваются – Дт 70, 73 Кт 94.

Аналитический учет по счету 71 ведется в разрезе каждого подотчетного лица в журнале-ордере №7, а при автоматизированной форме учета в соответствующих машинограммах.

Для учета расчетов по загранкомандировкам к счету 71 открывается отдельный субсчет «Расчеты с подотчетными лицами в иностранной валюте». При этом производятся следующие записи:

Дт 57 Кт 51 – Списаны средства для приобретения валюты;

Дт 52 Кт 57 – Приобретенная валюта зачислена на валютный счет;

Дт 50 Кт 52 – В кассу получена иностранная валюта;

Дт 71 Кт 50 – Валюта выдана подотчетному лицу;

Дт 26 Кт 71 – Представлен авансовый отчет об использовании валюты;

Дт 50 Кт 71 – Неиспользованная валюта возвращена в кассу и в тот же день сдана на валютный счет – Дт 52 Кт 50.

Дт 71 Кт 91 или Дт 91 Кт 71 – Отражены курсовые разницы по операциям с иностранной валютой.

6. Для обобщения информации обо всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами, с депонентами, используется синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». По дебету отражаются суммы, подлежащие взысканию с работников, а по кредиту – погашенные работниками суммы. К счету 73 открываются следующие субсчета:

1. Расчеты по представленным займам.

2. Расчеты по возмещению материального ущерба.

На субсчете 1 отражаются расчеты с работниками по выданным им займам на индивидуальное жилищное строительство, приобретение квартир и другие подобные нужды.

На суммы выданного займа производится запись – Дт 73/1 Кт 50. Возвращение займа – Дт 50 Кт 73/1, а при удержании из заработной платы – Дт 70 Кт 73/1.

На субсчете 2 учитываются расчеты по возмещению материального ущерба причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака, и других видов ущерба.

Суммы, подлежащие взысканию с работников организации, списываются в дебет счета 73/2 с кредита счетов 94 «Недостачи от потери и порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов». Взысканные с работников суммы удержаний относят в кредит счета 73/2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе во взыскании ввиду отсутствия виновного лица).

7. Для учета расчетов с учредителями предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями».

К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:

1. Расчеты по вкладам в уставной капитал.

2. Расчеты по выплате доходов.

Первый субсчет имеет структуру активного счета. В момент регистрации организации происходит формирование уставного капитала, на величину которого производится запись: Дт 75/1 Кт 80 (отражается задолженность учредителей по вкладам). Учредители могут вносить вклады в виде материалов, основных средств, НМА и других активов. При этом производятся следующие записи:

Дт 50, 51, 52 Кт 75/1 – Произведены вклады в виде денежных средств;

Дт 10, 43 Кт 75/1 – Вклады в виде оборотных средств;

Дт 08 Кт 75/1 – Вклады в виде основных средств.

На субсчете 2 отражают расчеты по выплате доходов. Второй субсчет имеет структуру пассивного счета. На сумму начисленного дохода производится запись: Дт 84 Кт 75/2. С суммы начисленного дохода удерживается налог на доходы с физических лиц: Дт 75/2 Кт 68.

Выданные учредителям суммы отражаются записью – Дт 75/2 Кт 50, 51.

Если учредитель является работником организации, то начисление дохода отражается записью – Дт 84 Кт 70.

8. Для учета операций по расчетам с разными дебиторами и кредиторами используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К нему могут быть открыты следующие субсчета:

1. Расчеты по имущественному и личному страхованию.

2. Расчеты по претензиям.

3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам.

4. Расчеты по депонированным суммам.

По субсчету 1 учитываются расчеты по страхованию имущества и жизни работников организации (за исключением расчетов по социальному и медицинскому страхованию).

Начисленные суммы страховых платежей отражаются записью – Дт 20, 23, 26, 28 Кт 76/1, а перечисленные суммы – Дт 76/1 Кт 51.

При наступлении страхового случая уничтоженное имущество списывается записью – Дт76/1 Кт 10,41,43,01. Некомпенсируемые страховыми организациями суммы потерь отражается записью – Дт 91 Кт 76/1, а полученные организацией суммы страхового возмещения – Дт 51, 52, 55 Кт 76/1.

На субсчет 2 отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, банку, а также признанные организацией штрафы, пени, неустойки. При этом производятся следующие записи:

Дт 76/2 Кт 60 – На сумму предъявленных претензий поставщикам;

Дт 76/2 Кт 20, 23 – На суммы предъявленных претензий за брак, простои;

Дт 76/2 Кт 51 – На сумму претензий, предъявленных учреждениям банка за ошибочно списанные суммы;

Дт 91 Кт 76/2 – На суммы признанных к уплате штрафов, пени;

Дт 50, 51 Кт 76/2 – На суммы поступивших платежей по предъявленным претензиям.

На субсчете 3 учитываются расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убытками другим результатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76/3 и кредиту счета 91. Полученные доходы записывают по дебету счета 51, 52 и кредиту счета 76/3.

На субсчете 4 учитываются расчеты с работниками организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей.

Депонированные суммы отражают по кредиту счета 76/3 и дебету счета 70. При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют счет 76/4.

Аналитический учет по счету 76 ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам счета 76.

9. Организация в своей хозяйственной деятельности вступает во внутрихозяйственные отношения со своими филиалами, представительствами, и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы. Для учета этих операций предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К нему могут быть открыты следующие субсчета:

1. Расчеты по выделенному имуществу.

2. Расчеты по текущим операциям.

3. Расчеты по договору доверительного управления и другие.

На субсчете 1 учитывают операции по передаче своим обособленным подразделениям оборотных и внеоборотных активов, что отражается следующими записями:

Дт 79/1 Кт 01 – Переданы обособленным подразделениям основные средства;

Дт 02 Кт 79/1 – На сумму амортизации переданных основных средств;

Дт 01 Кт 79/1 – Филиалы принимают на учет основные средства;

Дт 79/1 Кт 02 – На сумму амортизации принятых основных средств.

На субсчете 2 отражаются все расчетные операции не связанные с передачей имущества, например:

Дт 51 Кт 79/2 – На сумму денежных средств, полученных головной организацией;

Дт 79/2 Кт 62 – На величину выручки от реализации продукции, проданной филиалом.

На субсчете 3 отражаются расчетные операции по исполнению договоров доверительного управления:

Дт 79/3 Кт 01 – По договору доверительного управления переданы филиалу основные средства;

Дт 02 Кт 79/3 – На сумму амортизации переданных средств;

Дт 01 Кт 79/3 – Имущества принято доверительным управляющим на отдельный баланс;

Дт 79/3 Кт 02 – На сумму амортизации принятого имущества.