Занятие 1. Парная регрессия. МНК.
Методические указания
К практическим занятиям
По дисциплине «Эконометрика»
Направления подготовки: 080100 «Экономика»
Специальности подготовки:080105 «Финансы и кредит»,
Бухгалтерский учет и аудит»
Форма обучения: заочная
Тула 2013 г.
Методические указания пересмотрены и утверждены на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» факультета экономики и менеджмента,
протокол №_1_от «_30_»_августа_2013г.
Зав. кафедрой ________________Е.А. Федорова
Цель данного курса – дать возможность студентам овладеть системными знаниями и практическими навыками в области эконометрического моделирования, а также углубить знания студентов по курсу эконометрики.
Студент в результате изучения дисциплины должен:
з н а т ь:
- основные понятия, категории и инструменты эконометрики, ее роль и место в комплексе экономических задач;
- основные особенности ведущих школ и научных направлений;
- методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов.
у м е т ь:
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных для решения поставленных экономических задач;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
- стоить эконометрические модели, анализировать и интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе полученных моделей поведение экономических объектов, процессов на макро и микро уровнях.
в л а д е т ь:
- методологией эконометрического исследования;
- методикой построения эконометрических моделей;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью эконометрических моделей;
- навыками самостоятельной работы и работы со специальными таблицами и литературой.
Задача дисциплины – выработать у студентов твердые навыки исследования и решения определенного круга задач, привить способность к самостоятельному аналитическому мышлению, умению работать со специальной и справочной литературой, таблицами и закрепить знания, полученные на лекции.
Объем практических занятий, предусмотренных учебными планами, 8 час.
Рассмотри подробно каждое занятие.
Занятие 1. Парная регрессия. МНК.
Уравнение парной линейной регрессии имеет вид:
(1), где
у – зависимая переменная;
х – независимая (объясняющая) переменная;
а и b – параметры уравнения;
– случайная (стохастическая) переменная.
Метод наименьших квадратов для парной регрессии записывается в виде системы (2)
(2)
Решаем ее и находим коэффициенты a и b. Можно вычислять коэффициенты по формулам (3), которые легко получаются из (2)
или (3)
Параметр ''b'' называется коэффициентом регрессии. Его величина показывает среднее изменение результата с изменением фактора на одну единицу. Параметр ''а'' не имеет экономического содержания. Интерпретировать можно лишь знак при параметре «а». Если а>0, то относительное изменение результата происходит медленнее, чем изменение фактора, т.е. изменение (вариация) Var (y) < Var (x).
Можно пользоваться коэффициентами вариации
или .
; .т.е. прослеживается следующая закономерность:a < 0 то Vy > Vx , или a > 0 - Vy < Vx.
Задача 1. По группе предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, рассмотреть функцию издержек , используя МНК.
№ предприятия | |||||||
Выпуск продукции, х (тыс. ед.) | |||||||
Затраты на производство, у (млн. руб.) |
Решение.Составим расчетную таблицу
№ предприятия | х | у | ух | х2 | у2 | Аi | ||
31,1 | -1,1 | 3,67 | ||||||
67,9 | +2,1 | |||||||
141,6 | +8,4 | 5,6 | ||||||
104,7 | -4,7 | 4,7 | ||||||
178,4 | -8,4 | 4,9 | ||||||
104,7 | -4,7 | 4,7 | ||||||
141,6 | +8,4 | 5,6 | ||||||
Итого | 770,0 | 32,17 | ||||||
Сред. знач. | 3,1429 | 402,8571 | 11,4286 | 14242,8571 | 4,59 |
Сначала заполним первые 6 столбцов, а затем составим систему для МНК, и определим параметры а и b
,
решая которую любым способом, получим:
(*)
подставляя в (*) значение х из столбика 2, вычислим - теоретические значения для столбика 7
Коэффициент корреляции можно вычислить и по следующим формулам
Т.к. получили одинаковые значения, то можно вычислять по более простой формуле. Связь между х и у прямая, весьма высокая.
Оценку качества полученной модели дает коэффициент детерминации , который говорит о том, что 98,2% учтены предложенной моделью, и только 1,8% составляют случайные величины, неучтенные в данном уравнении. О точности модели судят по средней ошибке аппроксимации, которая равна
,
и показывает среднее отклонение расчетных значений от фактических. Допустимый предел значений Ā – не более 8-10%.У нас , т.е. точность высокая.
Задача 2.Для количественного анализа влияния доходности акций компании лидера на доходности акций других компаний применяются методы регрессивного анализа. Построить модель парной регрессии для изучения зависимости доходности акций компании А от доходности акций компании Б. Компании А и Б относятся к одной отрасли, данные по годовым доходностям акций приведены в таблице:
Номер наблюдения | Доходность акций А (у), % | Доходность акций Б (х), % |
-2,56 26,65 4,44 17,12 10,19 13,88 4,55 10,28 11,76 11,89 5,14 7,70 7,17 7,57 17,46 | -5,31 16,84 0,07 10,03 4,98 7,52 0,23 5,30 5,94 6,09 0,93 3,22 2,08 2,81 10,73 |
Ответ: .
Задача 3. Построить две модели парной регрессии зависимости годового товарооборота фирмы (млн. руб.) – у от размера торговой площади (тыс. кв. м) – х1 и – х2. Исходные данные приведены в таблице:
№ филиала | Товарооборот (уi) | Торговая площадь (х1) | Интенсивность потока покупателей (х2) |
2,93 5,29 6,85 7,01 7,02 8,35 4,33 5,77 7,68 3,16 1,52 3,15 | 0,31 0,98 1,21 1,29 1,12 1,49 0,78 0,94 1,29 0,48 0,24 0,55 | 10,24 7,51 10,81 9,89 13,72 13,92 8,54 12,36 12,27 11,01 8,25 9,31 |
Ответ: 1) 2)