Тема 5. Основные приемы и правила работы с внешней общественностью. Методы исследований в PR.

Структура и функции общественного мнения. Виды общественного мнения. Субъект и объект общественного мнения. Общественность и общественное мнение. Виды общественности.

Работа с информацией требует специальных подходов. Целый ряд исследований коммуникационных процессов в сложившихся коллективах показали, что руководитель от своего заместителя может добиться понимания не более 60% информации по сложной проблеме (речь идет именно о высшем менеджменте, ответственных и серьезных профессионалах). В случае передачи информации с помощью письменных источников процент потерь еще выше. Сочетание различных информационных каналов снижает потери. Это очевидно из обыденной практики: у каждого человека свой механизм восприятия. Кто-то легко схватывает мысль с полуслова, не очень стремясь открыть книгу. Кто-то предпочитает воспринимать текстовую информацию. Для различных сообществ тоже необходимы разные способы коммуникативного воздействия.

Формы и методы формирования общественного мнения. Стереотипы, установки, социокультурный паттерн. Особенности использования каналов коммуникаций в PR-технологиях. Методы манипуляции общественным сознанием. Пропаганда. Способы распознавания приемов пропаганды.

Общественность – совокупность граждан, сложившаяся под влиянием конъюнктурных или долговременных обстоятельств в различных сферах социальной жизни, осознающая проблемный характер данных обстоятельств и возможность решения этих проблем методами, отвечающими признанным представлениям об общегуманистических ценностях.

И.М. Синяева: «… общественное мнение – состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных групп или слоев населения».

Паблик рилейшнз – формирование устойчивых, сочетающих институциональные и неформальные каналы взаимодействия, информационно-коммуникативных связей, отвечающих как требованию надежности взаимодействия, полноты, объективности, непротиворечивости информации, так и учету фактора неизбежной стохастичности социальных процессов.

Понимая, что его аудитория, преимущественно, массовая, специалист по PR должен держать не столько в памяти, сколько, возможно, в подсознании, очевидную, на наш взгляд, для гуманитария мысль: уникальны не только конкретные люди, но и жизненные ситуации. Распространенность представлений о том, что человек действует, в основном, по стимул-реактивной схеме, играя ограниченный набор социальных ролей, выполняя внутренние или навязанные установки, и привело, разумеется, вкупе с целым комплексом иных причин, к активному использованию «черных технологий» и спросу на специалистов «пудрить мозги».

Не претендуя на истину в последней инстанции, выскажем несколько принципиальных рекомендаций по работе с общественным мнением:

· с общественным мнением необходима постоянная работа (мониторинг, анализ, определение адекватных форм воздействия);

· очень важен анализ социально-экономической ситуации и ее восприятия населением;

· помня о том, что современные масс-медиа воздействуют на массы, следует работать, преимущественно, с целевыми аудиториями, конкретными сегментами общественности, искать лидеров мнений, что само по себе весьма непростая задача, и воздействовать, в первую очередь, на них;

· изменения в общественном мнении вызываются целым комплексом факторов (и слухи, и официальная информация, и особенности восприятия последней, и реальные события, и реакция на них);

· мнение целевой аудитории определяется, во многом, ее интересами.

Организация спецмероприятий PR.

Выставки и ярмарки при осуществлении связей с общественностью. Организация проведения выставок. Презентации, их цели и особенности проведения. Конференции, их виды и правила подготовки. Церемония открытия. Дни открытых дверей. Приемы, их сущность, назначение и подготовка проведения. Публичные выступления, их назначение и правила подготовки. Использование телефона для установления и поддержания связей с общественностью.

Исследования в сфере связей с общественностью.

Методологические принципы и основные подходы исследований в сфере PR. Структура, функции и виды исследований в сфере PR. Место социологических, социально-психологических, политико-правовых, лингвистических исследований в PR.

Сегментирование коммуникативного пространства. Направленность исследований: исследование общественного мнения, паспортизация территории, определение коммуникативного потенциала и коммуникативного дефицита организации, характеристика каналов коммуникации и источников информации. Методы исследований: массовые опросы, интервьюирование репрезентативных («фокусных») групп, экспертный метод, контент-анализ.

Изучение существующих каналов неофициальной коммуникации внутри фирмы. Только проникнув, а это весьма нелегкая задача, в тайны «неформальных групп» и их лидеров, социолог и пиармен могут понять дух организации, источник ее силы или проблем. Методы могут быть весьма многообразны, потребуют немало времени. К этим методам можно отнести сочетание опросов как экспертных, так и анонимных, непосредственного наблюдения, интервью с руководителями и специалистами. Исследование должно быть тщательно подготовлено.

Специальные исследования: анализ PR-кампаний конкурентов, изучение СМИ, анализ эффективности распространяемой информации и рекламы, анализ слухов, психолингвистические и психографические исследования, маркетинговые исследования.