Экономическая роль правительства в рыночной экономике

Роль государства

Внешние эффекты и их экономическое содержание

План.

Внешние эффекты и их государственное урегулирование.

1.1 Понятие внешних эффектов

1.2 Частные и социальные издержки и выгоды

1.3 Положительные и отрицательные внешние эффекты

1.4 Проблема внешних эффектов и ее решение

1.5 Частный сектор. Теорема Коуза-Стиглера

1.6 Государство и внешние эффекты. Корректирующие налоги

и субсидии

2.Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние:

2.1 Классификация экономических благ. Частные и обществен- ные блага

2.2 Обеспечение общественными благами

2.3 Спрос на общественные блага и их эффективный объем

3.1 Необходимость и причина вмешательства государства в экономические процессы

3.2 Теория фиаско рынка

 

1.Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.

1.1.Понятие внешних эффектов.

Внешними эффектами (англ.externalities) называют прямые, непосредственные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными , в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.

Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора или рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.

До сих пор мы игнорировали наличие внешних эффектов и в потреблении , и в производстве. Так, при анализе поведения потребителя мы руководствовались аксиомой его независимости, согласно которой удовлетворение потребителя , или получаемая им полезность, зависит лишь от размеров потребления покупаемых им благ и не зависит от размера потребления их другими. Это, в частности, означало, что потребителю неведомы чувства зависти и сострадания, что не курящий не испытывает дискомфорта от пассивного курения, на которое его обрекают курящие, и т. п.

1.2.Частные и социальные издержки и выгоды.

Частные (внутренние) издержки характеризуют все внутренние для данного производст­ва затраты производителей данного блага.

Внешние издержки характеризуют затраты всех третьих лиц (экономических субъ­ектов, не являющихся продавцами или покупателями данного товара и поэтому не принимающих участия в сделке по его купле-продаже), вызванные производством и потреблением блага. Социальные (общественные) издержки характеризуют со­вокупные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта:(T)SC = (Т)РС + (Т)ЕС,где (T)SC — (общие) социальные издержки; (Т)РС — (общие) частные издержки; (Т)ЕС — (общие) внешние издержки (рис. 1).

C (T)SC

(T)PC

 

(T)EC

Рис. 1 Q

Соответственно, предельные частные издержки (МРС), предельные внеш­ние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (MSC) — это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производ­ства данного продукта на некоторую величину (AQ):

МРС = ДРС / AQ,

МЕС = ЛЕС / AQ,

MSC = Д8С / AQ.

При небольших соответствующих изменениях, непрерывности и дифференцируемое™ функций издержек — это производные соответствующих функ­ций общих издержек:

МРС= ДРС/AQ,

МЕС = ЛЕС / AQ,

MSC = Д8С / AQ,

MSC = МРС + МЕС (рис. 2).