Спрос на факторы производства.

План.

1.Производный спрос. Взаимосвязь рынков продукта и факторов производства

2.Спрос на факторы производства.
3.Производственная функция, затраты производства и спрос на факторы производства

4.Влияние разновидности структуры рынка продуктов на производный спрос

5.Индивидуальный и отраслевой спрос на факторы производства

6.Изменение объема спроса

7.Ценовая эластичность спроса на ресурс производства

8.Сравнение предельного дохода и предельных издержек товаропроизводителя при использовании одного фактора производства.

 

1.Производный спрос. Взаимосвязь рынков продукта и факторов производства.

 

Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах – денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг).

Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке.

Спрос на ресурсы является производным спросом, т.е. производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Домохозяйства желают потреблять различные продукты питания или продукты, изготовленные с помощью ресурсов, а не сами ресурсы.

Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от :

1) производительности ресурса при создании товара;

2) рыночной стоимости, или цены товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Другими словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, высоко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является феноменально эффективным в производстве того, что никто не хочет покупать.

Любой ресурс необходим только в том случае, если с его помощью можно произвести продукцию, имеющую определенную полезность для потребителей. Но тогда следует вывод, что чем больше единиц товаров желают приобрести покупатели по каждой цене, тем в больших количествах фирмы должны продавать эти товары, значит тем на большее количество ресурсов, необходимых для производства данных товаров, будет предъявляться ими спрос. Следовательно, спрос на экономические ресурсы имеет зависимый характер и является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих ресурсов.

На один и тот же ресурс предъявляют спрос многие фирмы. Суммарный рыночный спрос на любой ресурс равен сумме индивидуального спроса на него, во всех сферах производства и услуг.

В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с помощью которых осуществляется производство товаров и услуг.

ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие «земля»? Гораздо больше, чем большинство людей. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы – все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

КАПИТАЛ. Что такое капитал? Понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.

Здесь важно отметить еще два момента. Во-первых, инвестиционныетовары(средства производства) отличаютсяот потребительскихтоваровтем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, термин "капитал" неподразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальныйкапиталинструменты, машины и другое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовыйкапитал, таким ресурсом не являются.

ТРУД. Труд – это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматривать отдельно). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, – все они охватываются общим понятием "труд".

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ. Наконец, что можно сказать о том особом человеческом ресурсе, который мы называем предпринимательской способностью, или, проще, предприимчивостью? Мы раскроем специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные функции предпринимателя.

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Предприниматель берет на себя трудную задачупринятия основных решений в процессе ведения бизнеса, то есть те не рутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.

3. Предприниматель – это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.

4. Предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль негарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли илиубытки и в конце концов – банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

Конечно, большинство фирм использует в производстве продукцию иных фирм, так называемые промежуточные товары, которые, безусловно, являются ресурсами для этих фирм. Однако, проводя анализ промежуточных товаров, т.е. выделяя в их производстве базовые факторы (земля, труд, капитал) и иные промежуточные товары, затем рассматривая уже эти промежуточные товары, распределяя использованные для их производства ресурсы, на базовые и промежуточные, мы можем повторить этот процесс столько раз, чтобы в конечном итоге свести спрос на экономические ресурсы на три основные фактора – труд, землю и капитал.

Зависимость спроса на экономические ресурсы от состояния рынка товаров и услуг заставляет при оценке ресурсного рынка постоянно учитывать реакцию покупателей, приобретающих изготовленные с использованием ресурсов товары и услуги. Отметим, что даже феноменально производительный ресурс не будет иметь применения, если с его помощью изготавливается товар, не пользующийся спросом. Значит, количество ресурса, на которые предъявляется спрос, определяется состоянием как самого ресурсного рынка, так и рынка товаров и услуг.

 


В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального

назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:

-уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;

-возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

-наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

-стремления к новациям и т.д.

 

 

3.Производственная функция, затраты производства и спрос на факторы производства.

 

Под производством в современной экономической науке принято понимать любую деятельность членов общества по использованию естественных ресурсов. В естественные ресурсы включаются и ресурсы человека. Целью производственной деятельности является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ.

Поскольку производственный процесс имеет затраты (издержки) и результаты, то естественна постановка вопроса о производственной функции. Нередко производственную функцию относят к чисто техническим категориям. Это представляется неточным. Поскольку производственная функция описывает соотношение между издержками и результатами, она неизбежно как бы соприкасается с эффективностью самой функции и ее аргументов. Очевидно, правильнее говорить о производственной функции как категории промежуточной. Более эффективным признается тот технологический способ производства, который обеспечивает большее количество продукции при заданных ресурсах или, наоборот, требует меньшего объема ресурсов для получения заданного объема продукта. Нетрудно заметить, что эффективность различных технологических способов производства в огромной степени определяется уровнем цен на ресурсы и продукты. По-видимому, это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать производственную функцию категорией, близкой к экономической. Это имеет существенное значение для общества в целом и для каждого экономического агента.

Итак, продукцию следует рассматривать как поток, т.е. в определенном измерении в единицу времени. Так как для создания каждого вида продукции есть множество хронологических способов производства, правомерно утверждение, что в системе координат факторов производства будет множество точек, отображающих соответствующее количество факторов, необходимых для данного технологического способа производства, т.е. обеспечивающих заданный выпуск. Обычно эти точки составляют линии, имеющие изогнутую форму и называются изоквантами. Разные сочетания факторов производства имеют различные объемы выпуска. Поэтому на графике производственной функции мы наблюдаем семейство изоквант. Разрыв между изоквантами в системе координат характеризует различия в объемах выпуска продукции.

Изменение соотношения между используемыми факторами производства отражается движением по каждой изокванте. Один фактор замещает другой при создании определенного объема продукта. Это принято называть замещением, а наклон изокванты – предельной нормой замещения. Понятно, что изокванты могут иметь самые разнообразные формы: прямая линия (совершенная замещаемость; постоянная норма замещаемости); два отрезка, соединенные вместе под прямым углом; несколько отрезков, соединенных под тупыми углами, и т.п.

На практике, в конкурентной борьбе за максимизацию прибыли одним из важнейших средств выступает увеличение объема выпуска продукции. Этого можно добиться двумя основными путями:

1)интенсифицировать использование наличных производственных мощностей;

2)осуществить инвестиции, т.е. расширить мощности и привлечь новых работников. В связи с этим время производства можно классифицировать как мгновенный, средний (короткий) и длительный периоды. С расширением производственных мощностей возникает эффект масштаба.

Возможны следующие варианты эффекта масштаба (рис. 1).

Во-первых, при увеличении факторов в несколько раз в таком же отношении возрастает объем выпуска. Это будет постоянная отдача от масштаба. Эффект масштаба может быть возрастающим, если объем продукции возрастает. Если n=1, то функцию принято называть однородной и n будет показателем однородности. Если это условие не выполняется, то функция неоднородна. При n=1 эффект масштаба постоянен и функция называется линейно-однородной. Таким образом, при n <1 имеет место убывающий эффект масштаба, при n > 1 отдача от масштаба возрастает. Постоянная отдача от масштаба обычно имеет место в технологически простых производствах. Отрицательный эффект масштаба – по преимуществу в сложных производствах, например с наукоемкой технологией.

 

К К К

           
     

 

 


Q1 Q2

Q2

Q1

Q2 Q2 Q2

Q1

Q1 Q1

 

 

L L L а) б) в)

 

рис.1 Эффект масштаба: а- убывающая отдача от масштаба, б- постоянная отдача от масштаба, в- возрастающая отдача от масштаба

 

Обратимся еще к одному существенному моменту. До сих пор, когда речь шла об изоквантах, мы не ставили вопроса об их границах. Это означало, что теоретически у изоквант не существует границ. Безусловно, это так. Но предпринимателя интересует не вся длина изокванты, а лишь тот ее участок, на котором предельные продукты каждого из ресурсов остаются положительными, хотя и убывают. Все точки на изоквантах, отражающие нулевые предельные продукты, образуют границы эффективной области изоквант (рис.2)

 

 

K

 
 


MPk=0

 
 


MPi=0

 

0 L