Справедливость и ценовая дискриминация

Модель ценовой дискриминации.

На рис. 6 представлена простая модель ценовой дискриминации, осуществляемой фирмой-монополистом. Фирма продает свою продукцию на двух разных рынках. Это могут быть две разные местности, две возрастные группы, обычные потребители и клиенты-коммерсанты и т. д. Предполагается, что перепродажа продукции невозможна.

У обоих графиков одна общая вертикальная ось, на которой нанесена долларовая, цена за единицу продукции. Объем продаж на первом рынке отражается на горизонтальной оси как обычно, слева направо. Продажи на втором рынке отражаются справа налево.

Кривые спроса на обоих рынках обозначены D1 и D2, кривые предельного дохода — соответственно МR1 и МR2.

Для простоты сделано предположение, что предельные издержки фирмы-монополиста постоянны. Поэтому кривая предельных издержек представляет собой горизонтальную прямую, пересекающую графики обоих рынков. На каждом из рынков монополист добивается прибыли, устанавливая предельные издержки на уровне, равном предельному доходу. В соответствии с этим правилом ежедневная продажа на первом рынке составит 500 единиц про­дукции, на втором — 373 единиц. Цена, назначаемая на каждом из рынков, задается высотой соответствующей кривой спроса в точке, где выпуск про­дукции обеспечивает максимум прибыли. На первом рынке, где спрос более эластичен в окрестности равновесного уровня выпуска, ценой, обеспечивающей получение максимума прибыли, будет цена в 1,5 доллара за единицу. На втором рынке, где кривая спроса указывает на значительно меньшую эластичность в окрестности точки равновесия, цена, обеспечивающая получение максимума прибыли, будет выше. Она составляет 2,5 доллара за единицу. Представленная на рис.6 модель — лишь одна из возможных моделей ценовой дискриминации. Более сложные модели рассматривают большее количество рынков, падающие или растущие предельные издержки и т. д. Однако пред­ставленная здесь модель имеет важную общую черту со всеми более сложными.

В ситуации равновесия фирма-монополист, максимизирую прибыль и про­водя стратегию ценовой дискриминации, устанавливает более высокую цену в тех условиях, когда спрос на ее продукции» менее эластичен.

Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в самолете, заплатил за билет меньше, чем они.

Закон, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приня­ты на самых разных законодательных уровнях — от федерального до местных. Наиболее известен из них закон Робинсона-Патмэна.

На примере университетских студенческих стипендий можно, тем не менее, убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях

На примере университетских студенческих стипендий можно, тем не менее, убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и пользу. Так, многие студенты из числа тех, кто не может платить за обучение, все-таки, посещают колледж. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билет на самолет, если эти билеты не были приобретены бизнесменами, не желающими ехать по делам в субботу или воскресенье. Эти примеры показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны и нередко способствует достижению большей справедливости (2. 204).

 

        Цена (в долларах за единицу)  
           
  Предельная издержка          
             

 

1 500 1000 500 0 500 1000 1 500

Выпуск продукции, Выпуск продукции,

реализуемой на втором реализуемой на первом

рынке (в единицах в день) рынке (в единицах в день)

 

 

Рис. 6 Элементарная модель ценовой дискриминации. На графике представлены два рынка, отличающиеся друг от друга расположением, возрастом покупателей или каким-либо другим параметром. У обоих графиков общая вертикальная ось. Выпуск продукции, реализованной на первом рынке, измеряется слева направо, на втором — справа налево по горизонтальной оси. Предельные издержки постоянны. На каждом рынке монополист максимизирует прибыль, расширяя объем продаж до уровня совпадения предельных издержек с предельным доходом и назначая цену, величина которой задается высотой кривой спроса в этой точке. В результате более высокая цена устанавливается на том рынке, где спрос менее эластичен.