Лекция 6. Основные банковские продукты и услуги. Депозитные продукты и услуги.

Сущность и основные правила проведения банковских операций. Классификация банковских операций и их краткая характеристика. Свойства банковских услуг

Лекция №5 Банковские продукты и услуги

Россия же, напротив, являет собой пример страны с ярко выраженным локальным характером банковских рынков. Причинами этого являются слабое развитие телекоммуникаций, сепаратистские тенденции в регионах, а также тот факт, что наша страна находится только на начальном этапе формирования рыночной экономики и адекватной ей банковской системы.

 


 

Экономическое содержание и сущность банковского маркетинга связаны с понятиями продукт, услуга и товар. В теоретическом исследовании банковских проблем и практическом использовании банковского маркетинга, эти понятия зачастую применяются неадекватно; некоторые из них отождествляются; содержание не всех из них понятно лицам, использующим их в теории или практике. Причем это ни только российское явление, но и общемировое.

Продуктом вообще (в широком смысле понятия) можно назвать опредмеченным в чем-либо или ни в чем не опредмеченные результаты деятельности естественных (живой и неживой природы) и общественных сил. Продукты неживой и живой природы, человеческой деятельности, конкретизируя понятие продукта в широком смысле слова, обозначают соответствующие продукты в узком смысле слова – естественные и общественные. В соответствии с предметом учебного пособия нас интересуют последние.

Общественные (человеческие) продукты. Материальные блага в рассматриваемом аспекте есть разновидности полезных для людей естественных и общественных продуктов, опредмеченных в вещах или не опредмеченных в них.

Согласно трудовой теории стоимости вторым неотъемлемым свойством продукта, предназначенного для продажи, является его способность обмениваться на другие продукты в определенных пропорциях, названная стоимостью.

Отсюда товар это вещь или услуга, которые, во-первых, обязательно полезны для людей, то есть имеют потребительную стоимость; во-вторых, способны обмениваться на другие вещи, услуги или деньги, то есть обладающие стоимостью. Следовательно, товар можно определить как вещь или услугу, в которых имеется единство двух сторон потребительной стоимости и стоимости.

Услуга, в отличие от овеществленных товаров, всегда является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие ее производителя и потребителя. Любая услуга является процессом, тогда как любой овеществленный товар таковым не является. Отсюда можно полагать, что услуги и овеществленные товары являются маркетинговыми продуктами различных типов, то есть различия между ними гораздо глубже, чем родовые и видовые.

Рассмотрим основные специфические черты, присущие банковской услуге и существенно отличающие ее о т материальных благ.

Прежде всего, покупателю банковской услуги трудно разобраться и оценить, что продается до ее приобретения, а иногда даже после этого. Клиент вынужден верить банку, у него обязательно должен присутствовать элемент доверия к банку. Одновременно неосязаемость банковской услуги усложняет управленческую деятельность банковского работника. У него возникают две проблемы:

• сложно показать клиентам свой товар;

• еще более сложно объяснить во всех деталях клиентам, за что они платят деньги.

В данном случае можно лишь описать преимущества, которые появляются у клиента в результате приобретения той или иной банковской услуги.

Специфика банковской услуги заключается и в том, что в отличие от материальных товаров ее нельзя производить впрок и хранить, она может производиться только в момент ее востребования; эти два процесса не могут быть оторваны друг от друга. Кроме того клиент банка не может сразу оценить качество предлагаемой и предоставляемой ему услуги.

Неизбежным следствием несовпадения во времени производства и востребования банковской услуги является изменчивость ее исполнения, зависимость от того, где, когда и кем она предоставляется. Изменчивость банковской услуги иногда вызывается и ее покупателями, уникальность каждого из которых требует высокой степени индивидуализации в соответствии с требованиями клиента, что делает невозможным массовое производство многих видов банковских услуг.

Еще одна важная отличительная черта банковской услуги – ее сиюминутность.Услуги, как правило, не могут быть отложены до дальнейшей продажи и предоставления на длительный срок. Если спрос на эти услуги становится больше предложения, то на это нельзя среагировать, как в промышленности, взяв товар со склада. Аналогично, если мощности по производству банковских услуг значительно превосходят спрос на них, то издержки в этом случае общественно необходимы.

Можно утверждать, что банковский продукт — это конкретный банковский документ (или свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный, пластиковая карточка) и т.п. Банковская услуга представляет собой разнообразные банковские операции по обслуживанию клиента. Банковский продукт и услугу в реальной действительности сложно вы членить, поскольку многие банковские операции (услуги) заканчиваются определенным документом.

Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковская услуга носит первичный характер, банковский продукт вторичный. Так, банки предоставляют большое количество услуг и осуществляют продажу многих продуктов:

• услуги по управлению потоками наличных и безналичных денежных средств;

• валютные операции;

• учет коммерческих векселей и предоставление кредитов;

• расчетнокассовые услуги;

• депозиты;

• брокерские услуги по операциям с ценными бумагами.

• инвестиционные банковские услуги (к ним относится андеррайтинг – гарантирование, размещение или покупка новых ценных бумаг у их эмитентов и последующая их перепродажа другим покупателям, а также поиск наиболее привлекательных объектов для слияния, финансирование приобретения других компаний);

• страховые услуги;

• консультационные услуги;

• финансовые услуги (траст, лизинг, факторинг);

• хранение ценностей и другие.

Оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчёты). Нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений. Большинство банковских услуг имеет протяжённость во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком.

 

В рамках осуществления своей деятельности банки выполняют самые разнообразные виды операций и не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но и участвуют в процессе финансирования экономики.

Коммерческие банки реализуют свои функции, предоставляя обществу широкий спектр разнообразных банковских продуктов.
Банковский продукт — это разработанное и сформированное предложение банка клиенту определенной (необходимой или привлекательной для него) банковской операции или услуги с предоставлением соответствующих процедуре документов. Принятие и реализация этого предложения предполагает достижение взаимовыгодных результатов.
Банк производит свой продукт, имеющий определенную стоимость. При этом продуктом банка являются не только платежные средства, входящие вместе с кредитом в денежный оборот, но и определенного рода услуги. К ним относятся как традиционные виды услуг (организация безналичных расчетов и наличного денежного обращения, депозитных операций, кредитования), так и нетрадиционные (предоставление гарантий, поручительств, консультационные услуги и т.д.).

Основные виды банковской деятельности и их краткие определения приведены в табл. 1.

Банковские операции можно классифицировать по различным признакам:

ü по цели — для формирования ресурсов или для размещения
их;

ü функциональному назначению (в соответствии с табл. 1);
субъектам отношений — с физическими лицами, юридическими лицами, государством;

ü платности— операции на платной или на безвозмездной основе;

ü степени значимости в структуре банковской деятельности — основные или дополнительные.

В процессе осуществления банковской деятельности кредитная организация может выступать как в роли кредитора, так и в роли.

Табл. 1. - Основные виды банковской деятельности

Краткое определение Вид банковской деятельности
Операции по вкладам и счетам Кредитные операции Прием во вклад временно свободных денежных средств от вкладчиков и выдача им денег с их счетов
Предоставление кредитов и ссуд заемщикам банка Расчетные операции Осуществление безналичных платежных и инкассовых операций
Валютные операции. Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями Покупка и продажа валютных ценностей Покупка и продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, привлечение их во вклады и размещение
Операции по гарантиям Операции по выдаче акцептов и Факторинговые операции Взятие на себя гарантий (поручительств) по выполнению обязательств в соответствии с договорами
Акцептование и авалирование ценных бумаг других эмитентов Финансирование по договору уступки денежного требования Форфейтинговые операции Операции по учету векселей Операции с ценными бумагами Финансирование внешней торговли путем покупки дисконтных ценных бумаг без права «регресса» Покупка векселей до наступления срока их оплаты должником Эмиссия, покупка и продажа ценных бумаг
Инвестиционные операции Операции доверительного управления (трастовые операции) Депозитарные операции Лизинговые операции Размещение денежных средств по заявкам клиентов в ценные бумаги или в недвижимость от собственного имени за счет инвесторов в соответствии с принципом разде- ления риска Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами Хранение и управление ценными бумагами, не принадлежащими банку Приобретение имущества и передача его в аренду
Услуги по организации инкассации Осуществление операций по подкреплению банковскими ценностями и инкассации излишков банковских ценностей
Проведение консультаций клиентов услуги (потенциальных клиентов) банка Электронные банки. Эмиссия банковских карт, различные платежные услуги систем, эквайринг, банковские расчеты с использованием электронных информационных технологий
Операции с сейфами Предоставление в аренду сейфов (сейфовых (сейфовыми ячей- ячеек) и помещений для хранения документами) тов и ценностей заемщика

 

Классификация услуг банка.


Предоставляемые банком услуги можно условно разделить также на четыре типа: 1) стратегические 2) текущие; 3) оперативные; 4) специальные.

Таблица 1 - Основные типы банковских услуг и банки их предоставляющие.

Тип банковской услуги Предоставляется Центральным банком Предоставляется коммерческим банком
Стратегические: позволяют клиенту банка разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо образе жизни денежная политика и эмиссия; обеспечение ресурсов для финансирования научных исследований и развития стратегически важных отраслей; поддержание покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, выдача и аннулирование банковских лицензий; - объявление банкротства инвестиционные кредиты, размещение займов, пластиковые карточки, синдицированные займы, слияние и поглощение банков, закладные операции, сберегательные счета; - учреждение финансово-промышленных групп
текущие: позволяют клиенту банка оптимальным образом добиться целей, поставленных в годовом плане банковский надзор; контроль за соблюдением нормативов; учет векселей; информирование правительства; денежное обращение; валютные резервы потребительский кредит; необеспеченный кредит; операции на денежном рынке; депозитные счета; бюджетные счета; чековый клиринг
оперативные: позволяют клиенту банка подготовиться и быстро решить не запланированные проблемы предоставление кредитов банковским учреждениям; поддержание валюты; действия по обеспечению надзора; переговоры с МВФ о предоставлении кредитов депонирование, залог ценностей; обеспеченны кредит; страхование жизни; страхование кредитов; факторинг; лизинг
специальные: позволяют клиенту получить профессиональную помощь в непредвиденных кризисных ситуациях гарантии сбережений горожан; гарантии по банкнотам; поддержка банка; подбор руководящих кадров рефинансирование; вторичные закладные; объем страховой ответственности; продажа услуг

 

 

Все банковские операции и сделки в зависимости от того, в какой роли в них выступает банк, делятся на пассивные и активные.
Деятельность коммерческих банков, представляющая собой совокупность пассивных операций, посредством которых образуются банковские ресурсы, и активных операций по использованию этих ресурсов с целью получения дохода, характеризуется такими показателями, как ликвидность (возможность быстрого превращения в наличные денежные средства), прибыльность и финансовая устойчивость.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки формируют финансовую отчетность, которая призвана служить трем основным целям:

ü дать руководству банка возможность оценить свои операции, их конечные результаты и общую эффективность, а также определить дальнейшую политику в вопросах развития тех или иных видов банковских операций;

ü служить средством контроля по различным направлениям деятельности банка (формирование и размещение ресурсов, состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, операций с ценными бумагами) и создавать условия для наблюдения органами банковского надзора за финансовым положением коммерческих банков;

ü обеспечивать акционерам банка (прежде всего путем аудиторского анализа) возможность контроля по соблюдению их интересов в ходе проводимой руководством банка политики его развития.
Главной частью отчетности коммерческого банка является его бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции. (Табл. 2)

Фактически баланс коммерческого банка представляет собой сводную таблицу, дающую представление о финансовом положении, характере, структуре и размерах операций банка на соответствующую дату.

 

Таблица 2 Пример статей бухгалтерского баланса коммерческого банка

Номер счета второго Наименование балансового счета (по разделам) порядка Активы Пассивы
20202 Касса кредитных организаций 30102 Корреспондентские счета кредитных организаций 30202 Средства на резервном счете в ЦБ 32004 Кредиты, предоставленные банкам 45203 Кредиты, предоставленные коммерческими организациями 60402 Основные средства в банках 60901 Нематериальные активы 61008 Материалы 70501 Использование прибыли 70209 Другие расходы 70206 Расходы по содержанию аппарата управления 10202 Уставный капитал акционерного банка Резервный фонд Специальные фонды Фонды накопления 31304 Кредиты, полученные от кредитных организаций 40702 Коммерческие предприятия и организации 42301 Депозиты физических лиц 60602 Износ основных средств банка 6 0603 Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов 70101 Проценты, полученные по предоставленным кредитам 70301 Прибыль отчетного месяца

Банковские балансы должны обеспечивать достоверность и наглядность, они составляются по унифицированной форме и публикуются в открытой печати, являясь источником коммерческой информации. При этом не должен нарушаться принцип соблюдения коммерческой тайны.
Для устойчивой деятельности коммерческого банка необходимо, чтобы он имел ликвидный баланс, т.е. обладал достаточным капиталом, был платежеспособным, удовлетворял требованиям, предъявляемым к качеству его капиталов. Анализ балансов позволяет контролировать ликвидность банков, совершенствовать управление банковской деятельностью.

В балансе коммерческого банка активы и пассивы группируются по содержанию и располагаются в соответствии с общепринятым в мировой практике главным принципом его построения: статьи по активу расположены в соответствии с последовательным уменьшением их ликвидности, а статьи по пассиву — с уменьшением востребования средств (т.е. по порядку очередности выполнения обязательств банка).

Пассивные операции — это те операции, которые позволяют сформировать банковские пассивы и дают возможность банку привлечь в свое распоряжение для временного пользования ресурсы. Совершая пассивные операции, банк становится должником, так как привлеченные им денежные средства подлежат по истечении какого-то времени возврату.

В зависимости от источника средств банковские пассивы подразделяются на две группы:

ü собственные средства (капитал);

ü привлеченные (заемные) средства;

Наличие собственного капитала, который формируется в момент создания банка, является необходимым условием деятельности любого банка. Порядок формирования собственного капитала приводится в уставе коммерческого банка и зависит от того, в какой организационно-правовой форме создается банк. Если банк создается в форме общества с ограниченной ответственностью, то учредители делают свои взносы напрямую в уставный капитал, если же банк создается в форме акционерного общества, то взносы осуществляются путем приобретения учредителями акций.
Собственный капитал обеспечивает самостоятельность коммерческого банка и гарантирует его финансовую устойчивость, являясь источником сглаживания негативных последствий различных рисков, которые несет банк.
Собственный капитал формируется за счет взносов самих учредителей или владельцев банка, различных фондов, создаваемых банком, а также из нераспределенной прибыли. Основной составляющей собственного капитала является уставный фонд (капитал), формирование которого зависит от организационно-правовой формы банка. Уставный фонд полностью формируется за счет взносов участников (юридических и физических лиц) и служит обеспечением их обязательств. Если банк создается как акционерное общество, его уставный фонд образуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации акций. Банк, который является обществом с ограниченной ответственностью, формирует уставный фонд за счет паевых взносов участников.
В процессе деятельности кредитной организации уставный капитал может и должен увеличиваться. Это достигается дополнительным выпуском акций и распределением их среди юридических и физических лиц. Банки сами заинтересованы в увеличении своих капиталов для повышения устойчивости и престижа, возможности маневрировать ресурсами и улучшении рентабельности.

Помимо уставного фонда коммерческие банки располагают и другими собственными фондами. Они формируются за счет чистой прибыли, получаемой банками в процессе осуществления деятельности. Банки самостоятельно определяют периодичность формирования и размер отчислений от чистой прибыли, а также цели ее использования. Чистая прибыль может направляться на создание:

ü резервного фонда, который предназначен для покрытия возможных убытков банка по операциям в процессе его деятельности;

ü фонда производственного и социального развития для финансирования технического совершенствования банка и улучшения условий труда работников банка;

ü фонда материального поощрения персонала банка;

ü специальных страховых фондов.

 

В составе пассивных операций коммерческих банков, направленных на формирование привлеченных и заемных средств, можно выделить следующие группы:

ü вклады и депозиты юридических и физических лиц;

ü остатки на расчетных, текущих, корреспондентских и других счетах;

ü кредиты, полученные от других коммерческих банков или Банка России (межбанковские кредиты);

ü эмиссия неинвестиционных ценных бумаг (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей и т.д.).

 

 

Реализация банковских продуктов и услуг - важнейший вид деятельности любого коммерческого банка. Стратегической целью банка и всех его служб является увеличение прибыли посредством привлечения максимального числа клиентов, расширения рынка сбыта своих продуктов и услуг, увеличения рыночной доли.

В настоящее время конкуренция на банковском рынке возросла настолько, что для того чтобы выжить, банки должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и услуг, т.е. создавать своего рода банковские универмаги с обслуживанием клиента с одного прилавка.

Диверсификация банковских операций привела к тому, что банки на Западе стали называть финансовыми универмагами. В США появились рекламные объявления американских банков следующего содержания:«Ваш банк - финансовое учреждение с полным набором необходимых вам продуктов и услуг».

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту свыше 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам, как сохранять старых клиентов, так и увеличивать их число за счет притока новых. Деятельность современных коммерческих банков подвергается постоянным изменениям. Меняются формы банковской деятельности, методы конкуренции и управления, расширяется ассортимент банковских операций.

Следует отметить, что широкий спектр банковских продуктов и услуг предлагают почти все банки США, Европы, Японии и ряда других стран, при этом перечень предоставляемых продуктов и услуг быстро растет. В связи с этим возрастает роль маркетинговой деятельности банка, содержание и цели которой существенно изменились в последние годы под влиянием усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.


 

Хронические проблемы банковской ликвидности при относительной балансовой достаточности финансовых ресурсов и стабильном росте объемов привлеченных денежных средств, в том числе за счет прироста остатков по депозитным счетам, усиление значения качественных характеристик банковских пассивов при постоянном увеличении разрыва их параметров со свойствами банковских пассивов на фоне беспрецедентного роста маржинальной доходности, в последние годы становятся спутниками функционирования российской банковской системы.