Гарантированность прав человека и гражданина.

Власть функционирует на принципе разделения;

Осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению;

Выборность высших органов государственной власти;

Монарх правит по собственному усмотрению, а не от имени народа;

Престолонаследие как способ передачи верховной власти;

Существование единоличного главы государства, обладающего всей полнотой власти пожизненно;

Форма государства

Нарисовать схему.

Форма правления определяет способ формирования органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной властей, а также роль населения в их формировании.

3.

Форма государства является понятием, которое раскрыва­ет устройство государственной власти с разных сторон. Во-первых, оно указывает на то, кем и как формируется государственная власть. Во-вторых, понятие «форма госу­дарства» определяет то, как она распределяется на территории государства. В-третьих, форма государства указывает какими методами осуществляется власть. Т. е. форма государства представляет собой организацию государственной власти, состоящую из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Форма территориального устройства указывает на территориаль­ную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственны­ми образованиями).

Государственный (политический) режим характеризует средства и методы, с по­мощью которых осуществляется государственная власть и, следовательно, каким образом государство реализует свои функции.

Форма правления Форма территориального устройства Форма государственного (политического) режима

По форме правления государства подразделяются на:

а) монархия – государство, в котором глава государства (монарх) замещает должность в порядке наследования, занимает ее пожизненно и является не подотчетным лицом перед своими подданными. Юридическими признаками мо­нархии являются:

4) юридическая безответственность монарха, т.е. он не отвечает за принимаемые решения, за них несут ответственность мини­стры, которые действуют от имени монарха.

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить государства Персидского залива), когда власть монарха ничем (напри­мер, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограниче­на, и ограниченными (конституционными). Абсолютная монархия – это форма правления единодержавного характера, для неё характерно отсутствие представительных учреждений народа. Монарх единолично издаёт законы, руководит правительством и контролирует правосудие. (Россия XVII-XVIII вв.). Т. е. основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и ни перед кем неподотчётная власть монарха. Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом (парламентом) и особым правовым актом (конституцией). Т.е имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом (монархом) и коллективным – парламентом.

Разновидностями конституционной мо­нархии являются: дуалистическая и парламентарная.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор, формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх же имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распустить парламент. Обычно дуалистические мо­нархии возникали в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент — зародив­шейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период 1871—1918 гг.

При парламентарной монархии законодательная власть принадлежит парламенту, правительство согласно конституции несёт перед ним ответственность. Монарх «цар­ствует, но не правит»: он выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом. Монарх здесь скорее фигура символическая, являющаяся данью традиции, нежели властная (современные Великобритания, Швеция, Япония, Дания, Голландия, Норвегия, Тайланд).

б) Республика представляет собой форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на оп­ределенный срок. Юридическими признаками республики являются:

2) срочность, т.е. органы верховной власти избираются на опре­деленный срок;

4) юридическая ответственность органов власти за принимае­мые решения;

Современные республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно от­ветственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения зако­нодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики; либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики).

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, президент является самостоятельной государственной фигурой и наделён реальными властными полномочиями.

Признаки президентской республики: