Состояния организаций

Показатели финансово-хозяйственной деятельности и финансового

Частные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия формируют итоговые результативные показатели, отражаемые или вычисляемые по данным во внешней бухгалтерской финансовой отчетности.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия укрупнено складываются, как известно, из привлечения капитала для организации производства, собственно производства продукции и (или) услуг, и реализации продукции и (или) услуг на рынке с целью получения прибыли, обеспечивающей дальнейшее существование и развитие предприятия в некоторой перспективе. Каждый из указанных этапов характеризуется достигнутым финансовым состоянием и результативностью экономической деятельности.

Финансовое состояние предприятия, с учетом указанного, характеризуется его финансовой устойчивостью и платежеспособностью.

Результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется эффективностью и интенсивностью использования капитала, которые складывается из прибыльности хозяйственной деятельности, эффективности управления и деловой активности [26, 31, 32, 36].

Финансовое состояние предприятия и результативность его финансово-хозяйственной деятельности влияют друг на друга и в значительной степени взаимозависимы. Чем выше показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, прибыльности хозяйственной деятельности, эффективности управления и деловой активности, тем более привлекательно предприятие для внешних инвесторов, а, следовательно, и имеет вероятность для дальнейшего развития и существования на рынке.

При формировании показателей деятельности и состояния организации используются преимущественно данные внешней бухгалтерской отчетности, отраженные в Форме №1 и в Форме №2 и сформированные с периодичностью в квартал. Для отражения показателей будут использоваться обозначения, включающие ссылки на форму и номер строки ее показателя: Ф(1100) - значение строки 1100 из Формы №1, т.е. итог I раздела, которому соответствует стоимость всех внеоборотных активов, а Ф(2100) - значение строки 2100 из Формы №2, т.е. валовую прибыль.

Каждый показатель финансового состояния или результативности финансовой деятельности имеет право на существование и применение при анализе инвестиционной привлекательности предприятия, поскольку он характеризует отдельную сторону деятельности и составляет элемент анализа. Предпочтение одним показателям в пользу других не может зависеть от степени их применяемости или различного наименования отдельными авторами. Совокупность показателей будет тем в большей степени объективно характеризовать объект инвестирования, чем больше показателей будет включать в себя. Подбор состава показателей должен выполняться исходя из условия исключения одновременного наличия прямых и обратных значений отношений одних и тех же параметров отчетности.

Состав показателей для каждой организации формируется исходя из существенных интересов пользователей и может изменяться в любую сторону, в том числе и при изменении экономической ситуации в процессе деятельности предприятия.

 

14.8.1. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия

 

 

Наибольшее распространение по применению в практике экспресс-анализа находят показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности (прибыльности).

Финансовая устойчивость может характеризоваться коэффициентом автономии , который определяется как отношение собственных и заемных средств:

.

 

Автономия предприятия должна быть рационально высокой, но привлечение внешних инвестиций, уменьшающих , более вероятно при высоких значениях . Поэтому увеличение ведет к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия и большей независимости организации.

 

 

 

 

 

 

 

Платежеспособность предприятия характеризуется показателями ликвидности баланса и коэффициентами ликвидности.

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, т.е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.

Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенных в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы.

А1. Наиболее ликвидные активы – к ним относятся все показатели денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) . Данная группа рассчитывается следующим образом: А1 = Ф(1240) + Ф(1250).

 

А1А = 106 750+3020 = 109 770

А1Б = 50 000 + 16 126 = 66 126

А1В = 21 460

А2. Быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты): А2 = Ф(1230, с указанной особенностью, краткосрочная дебиторская задолженность).

А2А = 111 594

А2Б = 8349

А2В = 1 946 259

А3. Медленно реализуемые активы – показатели раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы: А3 = Ф(1210) + Ф(1220) + Ф(1230, с указанной особенностью, долгосрочная дебиторская задолженность) + Ф(1260).

А3А = 83 907 + 1970 + 111 594 = 197 471

А3Б = 68 250 + 8349 + 778 = 77 377

А3В = 112 033 + 6175 + 1 946 259 + 1 176 853 = 3 241 320

А4. Трудно реализуемые активы – показатели раздела I актива баланса – внеоборотные активы: А4 = Ф(1100).

А4А = 281 897

А4Б = 69 699

А4В = 2 947 988

 

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные обязательства – к ним относится кредиторская задолженность: П1 = Ф(1520).

П1А = 40 330

П1Б = 44 330

П1В = 1 852 982

 

П2. Краткосрочные пассивы – это краткосрочные заемные средства, и прочие краткосрочные пассивы: П2 = Ф(1510) + Ф(1550).

П2А = 145 883

П2Б = 0

П2В = 0

П3. Долгосрочные пассивы – это показатели баланса, относящиеся к IV и V разделам, т.е. долгосрочные обязательства, а также доходы будущих периодов и оценочные обязательства: П3 = Ф(1400) + Ф(1530) + Ф(1540).

П3А = 198 647

П3Б = 4678

П3В = 260 216 + 858 070 = 1 118 286

П4. Постоянные пассивы или устойчивые – это показатели III раздела баланса:

П4 = Ф(1300).

П4А = 204 278

П4Б = 164 104

П4В = 3 239 490

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1>=П1; А2>=П2; А3>=П3; А4<=П4.

А: 109 770>=40 330; 111 594>=145 883; 197 471>=198 647; 281 897<=204 278

Б: 66 126>=44 330; 8349>=0; 77 377>=4678; 69 699<=164 104

В: 21 460>=1 852 982; 1 946 259>=0; 3 241 320>=1 118 286;

2 947 988<=3 239 490

 

Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. В случае, когда одно или несколько неравенств имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке; в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени: ТЛ= (А1+А2) - (П1+П2);

А:ТЛ=(109 770 + 111 594)– (40 330 + 145 883) =35 151

Б:ТЛ=(66 126 + 8349)– (44 330+ 0) =30 145

В:ТЛ=(21 460 + 1 946 259)– (1 852 982+ 0) =114 737

 

перспективная ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: ПЛ=А3 - П3.

А:ПЛ=197 471-198 647 = -1176

Б:ПЛ=77 377 - 4678 = 72 699

В:ПЛ=3 241 320 -1 118 286 =2 123 034

Для анализа ликвидности составляется таблица. В графы этой таблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец периодов. Таким образом, производится проверка того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств.

 

Сопоставление итогов I группы по активу и пассиву, т.е. А1 и П1 (сроки до 3-х месяцев) , отражает соотношение текущих платежей и поступлений.

Сравнение итогов II группы по активу и пассиву, т.е. А2 и П2 (сроки от 3-х до 6-ти месяцев) , показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем.

Сопоставление итогов по активу и пассиву для III и IV групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем.

Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов.

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать показатель общей ликвидности, вычисляемый по формуле:

 

.

 

А:

Б:

В:

 

С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с позиции ликвидности. Данный показатель может применяться также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает наличие возможности немедленного погашения текущих обязательств и определяется как отношение величины денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к величине текущих обязательств:

 

.

 

Типовое значение = 0,2…0,5.

А:

Б:

В:

 

Коэффициент быстрой ликвидности определяется как отношение величины денежных средств и средств в расчетах к величине текущих обязательств:

 

.

 

Типовое значение > 0,5.

А:

Б:

В:

 

 

Коэффициент текущей ликвидности показывает наличие возможности погашения текущих обязательств при реализации всех оборотных активов и определяется как отношение общей величины оборотных средств к величине текущих обязательств:

.

 

Типовое значение > 1.

А:

Б:

В:

 

 

Рентабельность характеризует степень влияния объектов учета на зависимую от них прибыль.

Так общая рентабельность определяется как отношение балансовой прибыли к величине активов:

.

А: .

Б: .

В: .

 

 

Чем выше , тем более результативно используются все активы.

Рентабельность основных средств определяется отношением прибыли до налогообложения (строка 2300 Формы №2) к стоимости основных средств (строка 1130 Формы №1):

.

А: .

Б: .

В: .

 

 

Чем выше , тем более результативно используются основные средства.

Общая прибыль на 1 руб. товарооборота (рентабельность продаж) определяется как отношение балансовой прибыли к величине выручки (нетто):

.

 

А: .

Б: .

В: .

 

Чем выше , тем меньше косвенных накладных затрат в организации.

Существуют и другие многочисленные показатели, характеризующие финансово–хозяйственное состояние организации и эффективность ее деятельности. Однако применение даже только приведенных основных показателей позволяет достаточно оперативно оценить положение организации на рынке в сравнении с другими и сделать обоснованный выбор для дальнейшего сотрудничества с другой организацией-партнером или возможным объектом инвестирования с учетом замечаний по ограниченности применения этих показателей.

Для действительно комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организации в экономике используются обобщенные показатели, получившие наименование интегральных рейтинговых оценок. Чтобы выбрать вариант развития одного предприятия или выбрать одно предприятие из нескольких выполняется сравнение сопоставимых данных по различным наборам частных показателей. Затем показатели приводятся к сопоставимому между собой виду, и определяется рейтинг предприятий в одном ряду их друг с другом. Полученная интегральная оценка более объективна для принятия управленческого решения, чем простой набор частных показателей.

Существуют и другие многочисленные показатели, характеризующие финансово–хозяйственное состояние организации и эффективность ее деятельности. Однако применение даже только приведенных основных показателей позволяет достаточно оперативно оценить положение организации на рынке в сравнении с другими и сделать обоснованный выбор для дальнейшего сотрудничества с другой организацией-партнером или возможным объектом инвестирования с учетом замечаний по ограниченности применения этих показателей.

Для действительно комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организации в экономике используются обобщенные показатели, получившие наименование интегральных рейтинговых оценок. Чтобы выбрать вариант развития одного предприятия или выбрать одно предприятие из нескольких выполняется сравнение сопоставимых данных по различным наборам частных показателей. Затем показатели приводятся к сопоставимому между собой виду, и определяется рейтинг предприятий в одном ряду их друг с другом. Полученная интегральная оценка более объективна для принятия управленческого решения, чем простой набор частных показателей.

 

8.2. Комплексный анализ деятельности организации

 

Инвестиционная привлекательность предприятия, формирующая вероятность вступления с ним в партнерские отношения, тесно связана с многообразными характеристиками результатов его экономической деятельности. В многочисленных известных исследованиях [4, 10, 15, 18] приводятся различные показатели для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, причем, имеются расхождения в составе, наименовании и порядке формирования показателей. Одни и те же показатели по наименованию могут определяться по-разному, и наоборот, определяемые равным образом показатели носят различные наименования. Поэтому целесообразно систематизировать данные доступных источников для дальнейшего применения в целях решения задач данной работы.

Каждый показатель финансового состояния или результативности финансовой деятельности имеет право на существование и применение при анализе инвестиционной привлекательности предприятия, поскольку он характеризует отдельную сторону деятельности и составляет элемент анализа. Предпочтение одним показателям в пользу других не может зависеть от степени их применяемости или различного наименования отдельными авторами. Совокупность показателей будет тем в большей степени объективно характеризовать объект инвестирования, чем больше показателей будет включать в себя. Подбор состава показателей должен выполняться исходя из условия исключения одновременного наличия прямых и обратных значений отношений одних и тех же параметров отчетности.

Состав показателей для каждой организации формируется исходя из существенных интересов пользователей и может изменяться в любую сторону, в том числе и при изменении экономической ситуации в процессе деятельности организации.

С учетом указанного, финансово-хозяйственная деятельность организации укрупнено по финансовому состоянию характеризуется финансовой устойчивостью и платежеспособностью, а по результативности финансовой деятельности - прибыльностью, эффективностью управления и деловой активностью.

Соответственно финансовая устойчивость характеризуется коэффициентами финансирования , маневренности , автономии , обеспеченности запасов и затрат собственными средствами и общими источниками , концентрации собственного и заемного капитала, структуры долгосрочных вложений и долгосрочного привлечения заемных средств .

Платежеспособность характеризуется коэффициентами текущей , быстрой и абсолютной ликвидности.

Прибыльность характеризуется общей и чистой рентабельностью, а также рентабельностью собственного капитала , производственных фондов и перманентного капитала .

Эффективность управления характеризуется чистой прибылью и общей прибылью на 1 руб. товарооборота, а также прибылью от реализации продукции и от всей реализации на 1 руб. товарооборота.

Деловая активность характеризуется оборачиваемостью капитала , оборотных средств , мобильных средств , материальных оборотных средств , готовой продукции , дебиторской задолженности , кредиторской задолженности и отдачей основных фондов и собственного капитала .

Указанные независимые показатели определяются в соответствии со следующими выражениями.

Коэффициент финансирования определяется как отношение собственного капитала к сумме всех средств:

.

Величина собственного капитала при формировании активов предприятия должна быть достаточной для некоторого минимального обеспечения самостоятельной деятельности и характеризует самостоятельность и финансовую независимость предприятия. Однако без заемного капитала в современных условиях обеспечить эффективную работу невозможно. Поэтому и требуется привлечение внешних инвестиций, уменьшающих , но получаемых с тем большей вероятностью, чем выше . Увеличение увеличивает инвестиционную привлекательность предприятия.

Коэффициент маневренности определяется как отношение величины собственного капитала за вычетом стоимости основных фондов к величине собственного капитала:

.

Чем выше , тем большей оперативной свободой для финансового маневра обладает предприятие. С другой стороны, без собственных основных фондов производить продукцию и услуги затруднительно, поскольку внешние инвестиции получаются с большей вероятностью под обеспечение основными фондами. Поэтому чем выше , тем большей экономической свободой обладает предприятие, но тем в меньшей степени оно привлекательно для внешних инвестиций. Отсюда следует, что увеличение ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности предприятия.

Коэффициент автономии (как упоминалось в экспресс-анализе) определяется как отношение собственных и заемных средств:

.

Автономия предприятия должна быть так же рационально высокой, но привлечение внешних инвестиций, уменьшающих , более вероятно при высоких значениях . Поэтому увеличение ведет к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами определяется как отношение собственного капитала за вычетом стоимости основных фондов к стоимости запасов и затрат:

.

Аналогично коэффициенту маневренности, чем выше , тем выше оперативность приобретения запасов и затрат, но тем меньше вероятность получения внешних инвестиций для предприятия, имеющего ограниченные размеры основных фондов. Отсюда следует, что увеличение ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности предприятия.

Обеспеченность запасов и затрат общими источниками формирования определяется как отношение суммы всех источников за вычетом стоимости основных фондов к стоимости запасов и затрат:

 

.

Подобно предыдущему, но с учетом всех источников, и значит, увеличение ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности предприятия.

Коэффициент концентрации собственного капитала определяется как отношение величины собственного капитала к общей сумме источников капитала:

.

Высокая доля собственного капитала характеризует финансовую независимость предприятия и повышает вероятность внешних инвестиций, которые, в свою очередь, увеличивают . Отсюда следует, что увеличение ведет к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Коэффициент концентрации заемного (привлеченного) капитала определяется как отношение заемного (привлеченного) капитала к общей сумме источников капитала:

.

В отличие от предыдущего, чем выше , тем менее привлекательно предприятие для внешних инвесторов по вероятности возврата инвестированных средств. Поэтому увеличение ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности предприятия.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений определяется как отношение величины долгосрочных вложений к величине основных фондов:

.

Увеличение характеризует зависимость основных фондов предприятия от внешних долгосрочных инвестиций и выгодно для инвестора с позиций влияния на предприятия. Вероятность привлечения других инвесторов при этом уменьшается, и значит, увеличение ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности предприятия.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств определяется как отношение величины долгосрочных вложений к величине собственного капитала:

.

Аналогично предыдущему.

Все коэффициенты ликвидности характеризуют платежеспособность предприятия. Привлечение внешних инвестиций тем более вероятно, чем выше ликвидность, которая уменьшается после привлечения инвестиций.

Коэффициент текущей ликвидности (как упоминалось в экспресс-анализе) определяется как отношение общей величины оборотных средств к величине текущих обязательств:

.

Коэффициент быстрой ликвидности (как упоминалось в экспресс-анализе) определяется как отношение величины денежных средств и средств в расчетах к величине текущих обязательств:

.

Коэффициент абсолютной ликвидности (как упоминалось в экспресс-анализе) определяется как отношение величины денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к величине текущих обязательств:

.

Увеличение всех показателей ликвидности ведет к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Большая часть показателей рентабельности не содержит источников капитала (за исключением рентабельности перманентного капитала) и характеризует прибыльность деятельности. Высокая рентабельность является одним из важнейших показателей для привлекательности внешних инвесторов.

Общая рентабельность (как упоминалось в экспресс-анализе) определяется как отношение балансовой прибыли к величине активов:

.

Чистая рентабельность определяется как отношение чистой прибыли к величине активов:

.

Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала:

.

Рентабельность производственных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к величине производственных фондов:

.

Рентабельность перманентного капитала определяется как отношение балансовой прибыли к средней величине собственного и привлеченного капитала:

,

где – здесь и далее средние значения по строкам *** за период.

В составе источников перманентного капитала находятся долгосрочные инвестиции. Поэтому привлечение внешних инвесторов вероятнее при высокой величине , которая снижается при внешних долгосрочных инвестициях. Отсюда следует, что увеличение всех показателей рентабельности ведет к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Показатели эффективности управления имеют в качестве базы выручку и поэтому для привлекательности должны иметь возможно большее значение.

Чистая прибыль на 1 руб. товарооборота определяется как отношение чистой прибыли к величине выручки:

.

Прибыль от реализации продукции на 1 руб. товарооборота определяется как отношение прибыли от реализации продукции к величине выручки:

.

Прибыль от всей реализации на 1 руб. товарооборота определяется как отношение прибыли от всей реализации к величине выручки:

.

Общая прибыль на 1 руб. товарооборота определяется как отношение балансовой прибыли к величине выручки (нетто):

.

Увеличение показателей эффективности управления ведет к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Деловая активность предприятия характеризует рациональность динамики использования имеющихся активов и их источников. Увеличение показателей оборачиваемости показывает умение персонала распоряжаться имеющими ресурсами и, значит, наличие привлекательности для внешних инвесторов.

Общая оборачиваемость капитала определяется как отношение выручки к средней стоимости всех активов:

.

Отдача основных фондов определяется как отношение выручки к величине основных фондов:

.

Оборачиваемость оборотных средств определяется как отношение выручки к величине оборотных средств:

.

Оборачиваемость мобильных средств определяется как отношение выручки к средней величине оборотных средств за вычетом средней дебиторской задолженности:

.

Оборачиваемость материальных оборотных средств определяется как отношение выручки к средней стоимости запасов и затрат:

.

Оборачиваемость готовой продукции определяется как отношение выручки к средней стоимости остатков нереализованной готовой продукции:

.

Оборачиваемость дебиторской задолженности определяется как отношение выручки к общей величине дебиторской задолженности:

.

Отдача собственного капитала определяется как отношение выручки к величине собственного капитала:

.

Оборачиваемость кредиторской задолженности определяется как отношение выручки к величине текущей кредиторской задолженности:

.

Увеличение показателей деловой активности ведет к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Таким образом, для оценки вероятности вступления в партнерские отношения может быть использовано 9 показателей финансовой устойчивости, 3 показателя платежеспособности, 5 показателей прибыльности, 4 показателя эффективности управления и 9 показателей деловой активности. Следует обратить особое внимание на тот факт, что из них 24 показателя для повышения вероятности внешних инвестиций желательно увеличивать, а 6 показателей желательно уменьшать. Однако выражения, формирующие показатели различных групп, имеют одноименные элементы, находящиеся как в числителе, так и в знаменателе расчетных формул. Поэтому судить об инвестиционной привлекательности предприятия объективно можно только по их совокупности в интересах инвестора.

Для действительно комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организации в экономике используются обобщенные показатели, получившие наименование интегральных рейтинговых оценок. Чтобы выбрать вариант развития одного предприятия или выбрать одно предприятие из нескольких выполняется сравнение сопоставимых данных по различным наборам частных показателей. Затем показатели приводятся к сопоставимому между собой виду, и определяется рейтинг предприятий в одном ряду их друг с другом. Полученная интегральная оценка более объективна для принятия управленческого решения, чем простой набор частных показателей.

 

8.3. Рейтинговые оценки деятельности организаций

На практике широко применяются методики рейтинговых оценок ряда авторов [4, 10, 15, 18]. Три последние работы позволяют однозначно выбрать предприятие по аналитически рассчитываемому рейтингу.

Так Г.В. Савицкая [15] предлагает формировать сравнительный рейтинг ряда предприятий как сумму квадратов приведенных показателей . Лучшим из рассматриваемого ряда считается предприятие с наибольшей итоговой суммой. Приведенные показатели формируются как частное от деления значения показателя для конкретного предприятия на максимальное значение этого показателя из всего ряда сравниваемых предприятий. При наличии обоснованных весов показателей для реального ряда предприятий могут вводиться поправочные множители.

,

где ,

k – количество сравниваемых предприятий с номером j,

n – количество используемых показателей с номером i,

весовой коэффициент i-го показателя.

При отсутствии все слагаемые не превышают единицы. В качестве показателей в [15] в авторской терминологии предлагается использовать коэффициенты ликвидности, коэффициенты оборачиваемости капитала, рентабельность продажи капитала, коэффициенты финансовой независимости и долю собственного оборотного капитала в сумме текущих активов.

Пример решения задачи многомерного сравнительного анализа.

Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл. 11). Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста. Возможно изучение одновременно и моментных, и темповых показателей.

Этап 2. В табл. 11 в каждой графе определяется максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (аij) делятся на максимальный элемент эталонного предприятия (max аy). В результате создается матрица стандартизованных коэффициентов ij), представленных в табл. 12.

 

Таблица 11

Матрица исходных данных

Номер предпр. Запас безубыточности, % Коэффициент Рентабельность, % Коэффициент финансовой независимости Доля собственного оьоротного капитала в сумме текущих активов, %
ликвидность оборачиваемости продаж капитала
1,8 3,2 0,75
2,0 2,5 0,62
1,5 2,8 0,55
1,7 2,2 0,68
1,4 2,7 0,58
1,6 3,5 0,72
Весовой коэффициент 2,0 1,0 1,5 1,2 1,8 1,3 1,6

 

Таблица 12

Матрица стандартизованных коэффициентов

 

Номер предпр. Показатель
0,577 0,90 0,914 0,714 0,579 0,457
0,481 0,714 0,857 0,684 0,826 0,743
0,75 0,800 0,658 0,733 0,714
0,769 0,85 0,628 0,943 0,907 0,857
0,423 0,70 0,771 0,686 0,421 0,773
0,577 0,80 0,571 0,553 0,969

 

Эталонное предприятие формируется обычно из совокупности однородных объектов, принадлежащих к одной отрасли. Однако это не исключает возможности выбора предприятия-эталона из совокупности предприятий, принадлежащих к различным отраслям деятельности, так как многие финансовые показатели сопоставимы и для разнородных субъектов хозяйствования.

Если с экономической стороны лучшим является минимальное значение показателя (например, затраты на рубль товарной продукции), то надо изменить шкалу расчета так, чтобы наименьшему результату соответствовала наибольшая величина коэффициента.

Этап 3. Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К), установленных экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам (табл. 13):

 

Таблица 13

Сравнительная рейтинговая оценка

 

Номер предпр. Показатель
Rj Место  
0,666 0,81 1,252 0,612 0,603 1,3 0,334 5,577 V  
0,462 0,765 0,880 0,842 0,887 0,883 5,719 IV  
0,562 0,96 1,2 0,779 0,698 0,816 7,015 II  
1,182 0,722 0,591 1,067 1,8 1,068 1,174 7,604 I  
0,356 0,49 0,891 0,564 0,319 0,776 3.396 VI  
0,666 0,64 1,5 0,391 0,551 1,197 1,6 6,545 III  

 

Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Rj) размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйствования. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма, второе место предприятие, имеющее следующий результат, и т.д.

Преимущества предлагаемой методики многомерного сравнительного анализа.

Во-первых, рассмотренная методика базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как производственно-финансовая деятельность предприятия.

Во-вторых, она учитывает реальные достижения всех предприятий-конкурентов и степень их близости к показателям предприятия-эталона.

В-третьих, предлагаемая методика делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера, основанную на результатах его прошлой и текущей деятельности, что позволяет избежать субъективизма и более реально оценивать рейтинг предприятий.

Близким к предыдущему является рейтинговая оценка предприятия по методике А.Д. Шеремета [18]. Предприятия сравниваются по показателю , определяемому по выражению:

,

где все элементы аналогичны предыдущему выражению Г.В.Савицкой [15]. Лучшим считается предприятие с наименьшим значением .

Приведенные способы относительно просты для применения на практике. Однако в них ограничен набор используемых частных показателей и поэтому они более пригодны для экспресс-анализа. Кроме того, для их применения даже для экспресс-анализа показатели должны быть сопоставимыми по направлению влияния на инвестиционную привлекательность и по абсолютной величине наибольших значений для различных предприятий. Если эти условия не выполняются, то рейтинговая оценка будет иметь искаженное значение и потеряет собственный смысл.

Для учета всех существенных интересов пользователей рейтинговых оценок и обеспечения действительной сопоставимости наборов данных для анализа в работе автора [10] предлагается следующее выражение для определения рейтинга совокупности из k предприятий по n показателям с образующими Аij и базовыми Вij элементамив обобщенном виде:

, (*)

где l – количество показателей, увеличивающих инвестиционную привлекательность предприятия,

, – приведенные значения соответственно увеличивающего и уменьшающего показателей, определяемые однородными по структуре выражениями:

, ,

 

где , – значения соответственно увеличивающего и уменьшающего показателей с учетом максимального абсолютного значения базы для каждого показателя, определяемые, в свою очередь, однородными по структуре выражениями:

, .

 

Образующие и базовые элементы являются соответственно числителями и знаменателями в выражениях для определения частных показателей деятельности предприятия . Так, например, при определении общей рентабельности будет соответственно и .

К показателям, увеличение которых ведет к увеличению инвестиционной привлекательности, относятся такие, как коэффициент финансирования , коэффициент автономии , коэффициент концентрации собственного капитала , коэффициенты ликвидности текущей , быстрой и абсолютной , общая рентабельность , чистая рентабельность , рентабельность собственного капитала , рентабельность производственных фондов , рентабельность перманентного капитала , чистая прибыль на 1 руб. товарооборота , прибыль от реализации продукции на 1 руб. товарооборота , прибыль от реализации продукции на 1 руб. товарооборота , общая прибыль на 1 руб. товарооборота , общая оборачиваемость капитала , отдача основных фондов , оборачиваемость оборотных средств , оборачиваемость мобильных средств , оборачиваемость материальных оборотных средств , оборачиваемость готовой продукции , оборачиваемость дебиторской задолженности , отдача собственного капитала , оборачиваемость кредиторской задолженности .

К показателям, увеличение которых ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности соответственно относятся такие, как коэффициент маневренности , обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами , обеспеченность запасов и затрат общими источниками формирования , коэффициент концентрации заемного (привлеченного) капитала , коэффициент структуры долгосрочных вложений , коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств .

Для обеспечения сопоставимости данных следует исключать из списка сравниваемых предприятий такие, у которых по данным отчетности балансовая или чистая прибыль отрицательны, поскольку убыточные предприятия не рациональны к рассмотрению в качестве потенциальных объектов инвестиций.

Образующие Аij и базовые Вij элементы определяются по выражениям для частных коэффициентов анализа для каждого набора исходных данных по отчетности предприятия в виде Бухгалтерский баланс Форма 1 и Отчет о прибылях и убытках Форма 2. Применение рейтинговой оценки позволяет выполнять сравнительный анализ как нескольких предприятий между собой, так и одного предприятия в динамике, в том числе и за различные отчетные периоды.

 

Пример сравнения методологий формирования рейтинга предприятий

В приводимых ниже таблицах показаны набор данных показателей финансовой отчетности сравниваемых предприятий (вариантов) (табл. 14) и результаты поэтапного формирования показателей и мест предприятий по методологии Г.В. Савицкой [15] (табл. 15) и по комбинированноq методологии [10] (табл. 16).

 

Таблица 14

Показатели финансовой отчетности (млн. руб.)

Предприятие Основные фонды Оборотные средства Собственный капитал Долгосрочные обязательства Текущие обязательства Выручка (нетто) Балансовая прибыль

 

 

– величина основных фондов;

– величина производственных запасов;

– величина остатков нереализованной готовой продукции;

– величина дебиторской задолженности;

- величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;

– величина оборотных средств;

– величина всех активов;

– величина собственных источников капитала;

– величина долгосрочных обязательств;

– величина краткосрочных заемных средств;

– величина кредиторской задолженности;

– задолженность перед учредителями по выплате доходов;

– доходы будущих периодов;

– резервы предстоящих расходов;

– прочие краткосрочные обязательства;

– величина краткосрочных обязательств;

– общая сумма источников капитала;

– выручка (нетто) от реализации продукции;

– себестоимость реализованной продукции;

– валовая прибыль;

– прибыль от продаж продукции;

– прибыль от всей реализации;

– балансовая прибыль;

– чистая прибыль.

− доля собственного капитала в оборотных средствах (показатель, используемый Г.В. Савицкой [172], добавленный Г.В. Савицкой, как существенный для инвестора), а остальные переменные определены выше.

.

. .

.

 

СобОбКап = СобКап – (ОФ – ДОб) =

= Ф(1300) + Ф(1530) + Ф(1540) – (Ф(1100) – Ф(1400)) =

=

 

.

 

Таблица 15

 

 

Формирование рейтинга предприятий по методологии Г.В. Савицкой [15]

 

Предприятие Показатели Рейтинг (Сумма квадратов значений показателей) Место предприятия среди других
Коэффициент текущей ликвидности Оборачиваемость капитала Рентабельность общая Коэффициент финансовой независимости Доля собственного капитала в оборотных активах
2,5 0,2 0,133 1,143 0,6
2,5 0,2 0,133 1,143 0,6
1,6 0,067 0,045 0,5 0,375
Показатели, приведение к наибольшему значению
 
1,000 1,000 1,000 1,000
1,000 1,000 1,000 1,000
0,64 0,335 0,338 0,437 0,625
Квадраты приведенных значений показателей
 
1,000 1,000 1,000 1,000 I
1,000 1,000 1,000 1,000 I
0,4096 0,1122 0,1142 0,1907 0,3906 1,2173 II

 

 

Для практического применения рекомендуется следующий комбинированный метод формирования комплексной рейтинговой оценки наборов данных по финансовой отчетности предприятий, обеспечивающий сравнительный анализ сопоставимых данных:

1. По выражениям показателей анализа формируются матрицы образующих элементов [Aij], как выражения числителей, и базовых элементов [Вij], как выражения знаменателей, для n показателей с текущим номером строки матрицы i, где и , из которых l показателей увеличивает инвестиционную привлекательность предприятия, а остальные показатели уменьшают инвестиционную привлекательность предприятий, и k наборов сравниваемых данных с текущим номером столбца матрицы j различных вариантов или одного варианта в динамике:

[Aij] = , [Вij]= .

Для обеспечения сопоставимости количество экономических показателей, учитываемых для сравниваемых вариантов, желательно чтобы было одинаково.

2. По каждой i-ойстроке матриц базовых элементов определяется наибольший элемент для всех наборов столбцов данных для обеспечения последующего приведения вариантов к сопоставимому виду по величине базы.

3. Формируются матрицы значений увеличивающих [ ] и уменьшающих [ ] показателей приведенных к максимальному абсолютному значению базы для каждого показателя:

[ ] = = ,

[ ] = = .

4. По каждой i-ойстроке матриц показателей [ ] и [ ] определяется соответственно наибольший элемент и для обеспечения приведения к виду, сопоставимому по числовой величине.

5. Формируются матрицы приведенных значений увеличивающих [ ] и уменьшающих [ ] показателей:

[ ]= = ,

[ ] = = .

6. Формируется объединенная матрица [ ] из квадратов отклонений от единицы увеличивающих приведенных показателей, квадратов уменьшающих приведенных показателей и дополнительной строки с суммой всех значений по каждому j-ому столбцу:

[ ] = = ,

 

где .

7. Формируется матрица-строка наборов комплексных рейтинговых оценок экономического состояния предприятий по использованным наборам данных как корень квадратный данных последней строки матрицы [ ]:

[ ] = [ ] = [ ].

8. Если количество показателей внешней и внутренней среды, использованное для оценки приемлемости сравниваемых предприятий совпадает, то наибольшей привлекательностью из набора сравниваемых вариантов обладает то, для которого рейтинг экономического состояния соответствует минимальному значению в соответствии с алгоритмом его формирования.

По результатам расчетов рейтинговых оценок экономического состояния предприятий с учетом количества использованных показателей приемлемости внешней и внутренней среды, а так же количества экономических показателей формируется матрица-строка рейтингов инвестиционного климата предприятий:

[ ] =

= [ ] = = [ ].

Сортирование списка вариантов по уменьшению величины оценки рейтинга их инвестиционного климата обеспечивает их ранжирование по привлекательности для инвесторов в соответствии с предлагаемой нами методологией формирования инвестиционного климата, при этом самые привлекательные для вложений варианты будут находиться в верхней части списка.

 

Таблица 16

Формирование рейтинга предприятий по комбинированной методологии [10]

Предприятие Показатели
Коэффициент ликвидности1 Оборачиваемость капитала1 Рентабельность общая1 Коэффициент финансовой независимости1 Доля собственного капитала в оборотных активах2
Образующие элементы показателей
Базовые элементы показателей
 
1 500 1 500
1 500 1 500 1 000
Показатели, приведенные к наибольшей базе
Этап A
0,100 0,020 0,013 0,080 0,037
1,000 0,200 0,133 0,800 0,375
1,600 0,067 0,045 0,500 0,375
Показатели, приведенные к наибольшему значению
Этап B
0,062 0,100 0,099 0,100 0,099
0,625 1,000 1,000 1,000 1,000
1,000 0,335 0,338 0,625 1,000
Слагаемые подкоренного выражения с учетом направленности влияния
Этап C 11 21 31 41 52
0,8798 0,8100 0,8118 0,8100 0,0098
0,1406 0,0000 0,0000 0,0000 1,0000
0,0000 0,4422 0,4382 0,1406 1,0000
Этап D Сумма слагаемых по предприятию Rj 1/ Rj Место предприятия
3,3214 1,8225 0,5487 III
1,1406 1,0679 0,9363 I
2,0210 1,4216 0,7034 II
               

1 – увеличивающие показатели,

2 – уменьшающие показатели.

Анализ результатов расчетов в сравниваемых методах показывает результативность учета масштабного фактора активов предприятия при расчете рейтинга и определении его места среди ранжируемых предприятий.

 

8.4. Учет факторов внешней и внутренней среды деятельности предприятий

 

К факторам внешней среды деятельности предприятия после обобщения и исключения факторов, имеющих схожий смысл, могут быть отнесены, например, следующие существенные для всех предприятий характеристики:

1) цикличность экономического развития отрасли;

2) отраслевой и региональный тренд экономического развития предприятий;

3) экономико-политическая стабильность региона и страны;

4) социальная заинтересованность местной и региональной администрации;

5) инфраструктурная обеспеченность;

6) стабильность и (или) преемственность нормативно-законодательной базы;

7) прочие факторы, имеющие существенное значение для инвестора.

Наличие данных о цикличности экономического развития отрасли позволяет учитывать и прогнозировать циклическую периодичность экономического развития предприятий.

Информация об отраслевом и региональном тренде экономического развития предприятий позволяет учитывать направление динамики их развития.

Экономико-политическая стабильность региона и страны, также как и стабильность и (или) преемственность нормативно-законодательной базы повышает достоверность планирования деятельности предприятий на обозримую перспективу.

Социальная заинтересованность местной и региональной администрации при инфраструктурной обеспеченности позволяет сократить сроки создания и развития новых производств.

Наличие возможности добавления в список новых учитываемых характеристик обеспечивает открытость предлагаемой системы формирования оценки инвестиционного климата предприятий, а тем самым повышает адаптивность к новым условиям внешней среды инвестиционных проектов. Это в равной мере относится также и к условиям и характеристикам внутренней среды деятельности предприятий.

Факторы внешней среды имеют самую различную природу и формирование их сопоставимых количественных оценок в виде показателей затруднительно и нерационально. Любой из указанных факторов внешней среды в одинаковых условиях для различных инвесторов может принимать различное значение при принятии решения о вложении средств. Установить какую-либо градацию множества различных уровней в виде шкалы для их оценки не представляется возможным. Поэтому для факторов внешней среды целесообразно ввести значение оценки в виде приемлемости конкретного фактора внешней среды из рассматриваемого перечня для конкретного инвестора , имеющие два значения: «приемлемо» или «неприемлемо».

В случае неприемлемости для конкретного инвестора хотя бы одной конкретной оценки фактора внешней среды дальнейшее рассмотрение данного варианта развития при организации деятельности производства с учетом вероятных вложений этого инвестора не имеет смысла. Однако то, что неприемлемо для одного инвестора, может быть приемлемо для другого, или все же приемлемо и для первого инвестора, но при другом сочетании конкретных значений характеристик внешней среды деятельности предприятия. Существенным моментом здесь является принятие конечной ответственности за решение собственником как распорядителем средств, а не субъективным экспертом.

Внутренняя среда деятельности предприятия включает две группы факторов. Факторы первой группы подобно факторам внешней среды имеют самую различную природу и формирование их сопоставимых количественных оценок в виде показателей затруднительно и нерационально.

Вторая группа факторов внутренней среды отражает экономическое состояние и результативность хозяйственной деятельности предприятия посредством совокупности общепринятых экономических показателей.

К факторам внутренней среды деятельности предприятия первой группы (без количественных показателей) после обобщения и исключения факторов, имеющих схожий смысл, могут быть отнесены, например, следующие существенные для всех предприятий характеристики:

1) масштабы и структура предприятия;

2) кредитная история предприятия;

3) профессионализм менеджмента;

4) недопустимость высоких бизнес-рисков;

5) финансовая прозрачность;

6) корпоративность управления;

7) уровень инновационной деятельности;

8) положительная величина чистой текущей стоимости;

9) обозначение намерения периода существования на рынке;

10) наличие результативной системы менеджмента качества;

11) прочие факторы, имеющие существенное значение для инвестора.

Данные о масштабе деятельности предприятия и его структуре позволяют более обоснованно выбрать объект инвестиций и их величину.

Данные о кредитной история предприятия в значительной мере повышает объективность характеристики платежеспособности предприятия и характеризует источники формирования активов.

Профессионализм менеджмента, недопустимость высоких бизнес-рисков и наличие результативной системы менеджмента качества характеризует рациональность управления предприятием при наличии определенных гарантий со стороны независимого эксперта, выдавшего сертификат соответствия системы менеджмента качества.

Финансовая прозрачность и обозначение намерения периода существования на рынке характеризуют заявляемую стабильность деятельности предприятия.

Корпоративность управления как инструмент коллегиальности принятия решений уменьшает риски принятия необоснованных субъективных решений и тем самым поддерживают заявляемую стабильность деятельности предприятий и уменьшают вероятность высоких бизнес-рисков.

Положительная величина текущей стоимости характеризует наличие средств для развития предприятия.

Уровень инновационной деятельности характеризует в конечном итоге возможности поддержания конкурентоспособности предприятия.

Любой из указанных факторов внутренней среды в одинаковых условиях для различных инвесторов может иметь различное значение при принятии решения о вложении средств. Ввод какой-либо шкалы значений затруднителен вследствие различия их природы. Поэтому для их определения также целесообразно ввести значение оценки в виде приемлемости конкретного фактора внутренней среды из рассматриваемого перечня для конкретного инвестора , имеющие два значения: «приемлемо» или «неприемлемо».

В случае неприемлемости для конкретного инвестора хотя бы одной конкретной оценки фактора внутренней среды дальнейшее рассмотрение данного варианта развития при организации деятельности производства с учетом вероятных вложений этого инвестора не имеет смысла. Однако то, что неприемлемо для одного инвестора, может быть приемлемо для другого, или все же приемлемо и для первого инвестора, но при другом сочетании конкретных значений характеристик внутренней среды деятельности предприятия. Существенным моментом здесь является принятие конечной ответственности за решение собственником как распорядителем средств, а не субъективным экспертом.

Показатели внешней среды, внутренней среды и наиболее критичные внутренние экономические показатели для учета их приемлемости могут иметь два состояния – «приемлемое» и «неприемлемое», которым могут быть сопоставлены значения 1 и 0 соответственно.

Поскольку учет их действия выполняется по приемлемости каждого из них в совокупности, то они взаимосвязаны по логической функции «И», а в выражение расчета рейтинга инвестиционной привлекательности предприятия входят множителями.

Рейтинг экономического состояния предприятия с учетом порядка его формирования входит в выражение расчета рейтинга инвестиционной привлекательности предприятия делителем.

Приведение различных вариантов, имеющих различное значение количества учтенных показателей, обеспечивается введением поправочного множителя, равного количеству учтенных показателей. Чем больше приемлемых показателей внешней среды , внутренней среды и экономических показателей деятельности , существенных для предприятия, используется при формировании оценки качества инвестиционной привлекательности предприятия, тем меньше риск неучтенных характеристик предприятия и выше достоверность оценки инвестиционной привлекательности предприятия .

С учетом указанного, общая оценка инвестиционной привлекательности предприятия определяется выражением:

, (**)

где – количество используемых существенных показателей внешней среды,

количествоиспользуемых существенных показателей внутренней среды,

– количество используемых экономических показателей деятельности,

j – номер варианта, для которого оценивается приемлемость.

Рейтинговая оценка экономического состояния предприятия формируется на основе выражения (*).

Последовательное применение всех элементов комбинированной методологии комплексной оценки инвестиционной привлекательности предприятия позволяет расчетным путем ранжировать варианты развития предприятия по интегральному рейтинговому показателю оценки качества инвестиционной привлекательности предприятий и выбрать из них приемлемые.

При принятии положительных решений на всех этапах отбора вариантов по приемлемости инвестиционной привлекательности варианта развития предприятия с номером j характеризуется значением выражения рейтинга инвестиционной привлекательности предприятия:

. (***)

Из всех полученных значений рейтингов инвестиционной привлекательности предприятий наибольшее значение соответствует варианту, самому привлекательному для вложения средств.

При выборе варианта из сравниваемого перечня должны использоваться все величины, как количеств показателей внешней среды, так и количеств показателей внутренней среды для всех сравниваемых вариантов в целях обеспечения наибольшей достоверности оценки . Для обеспечения наибольшей достоверности оценки конкретного варианта необходимо учитывать все известные для него показатели. При этом недопустимо исключение из рассмотрения хотя бы одного существенного для инвестора показателя, имеющего неприемлемое значение.

Минимальное значение из всего списка вариантов не обязательно соответствует наибольшему значению , поскольку для последнего может быть учтено большее количество существенных показателей. Используемые для формирования выражения (*) показатели деятельности предприятия, в свою очередь, формируются на основе выражений, определяемых по данным показателей финансовой отче