ОПЕРАЦИЙ

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, которая включает в себя:

1) хозяйственные средства:

- внеоборотные активы (период использования более 12 месяцев);

- оборотные активы (период использования менее 12 месяцев) организации;

2) источники хозяйственных средств: собственные и заемные;

3) хозяйственные процессы:

- создание предприятия;

- заготовление (приобретение) материально-производ-ственных ценностей;

- производство продукции, работ или услуг;

- реализация продукции, работ или услуг;

- прочие хозяйственные процессы.

4) финансовые результаты деятельности: прибыль и убыток.

Под методом бухгалтерского учета понимается совокупность научно обоснованных и проверенных на практике способов ведения бухгалтерского учета.

Принято выделять следующие элементы метода бухгалтерского учета: документирование, оценка, калькуляция, инвентаризация, система счетов бухгалтерского учета, двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.

 

Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции.

Все хозяйственные операции в обязательном порядке оформляются бухгалтерскими документами в хронологической последовательности их совершения. Такой подход обеспечивает сплошность, непрерывность, а, в некоторых случаях, и юридическое обоснование для отражения в учете хозяйственных операций.

Документы, оправдывающие совершение хозяйственных опера

ций, получили наименование первичных учетных документов. При

чем составлены они должны быть по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные элементы (реквизиты):

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на это лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов включаются в документы бухгалтерского учета.

Все финансовые документы в обязательном порядке подписываются руководителем и главным бухгалтером. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером, данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю. Все распоряжения главного бухгалтера относительно организации бухгалтерского учета, учета имущества и обязательств, обязательны для всех работников предприятия.

Имущество организации является её собственностью и учитывается обособленно от личного имущества работников. Работники не несут ответственности по обязательствам организации так же, как и организация не несет ответственности по обязательствам работников.

Организация ведет бухгалтерский учет путем отражения хозяйственных операций по движению имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета и простой записи на забалансовых счетах.