ОПЕРАЦИЙ
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, которая включает в себя:
1) хозяйственные средства:
- внеоборотные активы (период использования более 12 месяцев);
- оборотные активы (период использования менее 12 месяцев) организации;
2) источники хозяйственных средств: собственные и заемные;
3) хозяйственные процессы:
- создание предприятия;
- заготовление (приобретение) материально-производ-ственных ценностей;
- производство продукции, работ или услуг;
- реализация продукции, работ или услуг;
- прочие хозяйственные процессы.
4) финансовые результаты деятельности: прибыль и убыток.
Под методом бухгалтерского учета понимается совокупность научно обоснованных и проверенных на практике способов ведения бухгалтерского учета.
Принято выделять следующие элементы метода бухгалтерского учета: документирование, оценка, калькуляция, инвентаризация, система счетов бухгалтерского учета, двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.
Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции.
Все хозяйственные операции в обязательном порядке оформляются бухгалтерскими документами в хронологической последовательности их совершения. Такой подход обеспечивает сплошность, непрерывность, а, в некоторых случаях, и юридическое обоснование для отражения в учете хозяйственных операций.
Документы, оправдывающие совершение хозяйственных опера
ций, получили наименование первичных учетных документов. При
чем составлены они должны быть по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные элементы (реквизиты):
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на это лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов включаются в документы бухгалтерского учета.
Все финансовые документы в обязательном порядке подписываются руководителем и главным бухгалтером. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером, данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю. Все распоряжения главного бухгалтера относительно организации бухгалтерского учета, учета имущества и обязательств, обязательны для всех работников предприятия.
Имущество организации является её собственностью и учитывается обособленно от личного имущества работников. Работники не несут ответственности по обязательствам организации так же, как и организация не несет ответственности по обязательствам работников.
Организация ведет бухгалтерский учет путем отражения хозяйственных операций по движению имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета и простой записи на забалансовых счетах.