Является ли Интернет СМИ? Действующие нормативно-правовые акты в сфере регулирования сети.

Ограничение на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции: законодательство субъектов РФ в данной сфере

Законодательные органы субъектов РФ все больше занимаются регулированием деятельности местных СМИ. В сфере их особого внимания находятся эротические издания и программы. В этих актах решается и затрагивается определенный набор проблем.

Органы местной власти ищут собственные формулировки предмета регулирования (к примеру, в Воронеже считают эротическими любые кинофильмы, «эмоционально воздействующие на сексуальные чувства зрителя», порнографическими же – фильмы, вызывающие «нездоровые сексуальные эмоции зрителя», как здесь определить разницу?).

Даже там, где местные акты лишь повторяют определение эротической продукции, имеющееся в федеральном законодательстве о СМИ, ими предусмотрено создание комиссий по определению наличия эротики и порнографии в конкретной продукции, составлению списков запретных кинофильмов и т.п. Как и в годы советской власти в такие комиссии обязательно входят сексопатолог, искусствовед и представитель творческого союза.

В соответствии со ст.37 Закона «о СМИ» местные органы государственной власти фиксируют границы распространения того, что они так по-разному определили в указанных выше актах. В большинстве случаев устанавливается неприступная для секса граница, обычно на расстоянии в 500 м от образовательных учреждений для несовершеннолетних, зданий для отправлений религиозных культов и т.п. Но бывают требования более экзотичные: например норма одного из законов об удалении мест распространения эротической продукции сторону от «улиц с интенсивным пешеходным движением».

Региональное регулирование СМИ во многих случаях небесполезно. Но очевидно, что местные законы о защите нравственности должны предлагать рабочие модели для федерального законодательства о распространении эротической и порнографической продукции, не противоречащие здравом смыслу.

Нормы закона «О СМИ» в условиях распространения информации в глобальной сети.

Интернет – это совокупность телекоммуникационных сетей, объединенных единой технологией производства и распространения информации.

Интернет имеет отношение к СМИ постольку, поскольку эта сеть используется для распространения сообщений как получаемых журналистами, так и создаваемых в редакциях СМИ. Поэтому, говоря об Интернете как о СМИ, нам следует иметь в виду исключительно сообщения, распространяемые по этой сети.

Но и здесь, между Интернетом и СМИ, нельзя ставить знак равенства: признаки информации, распространяемой по телекоммуникационным сетям, не совпадают с признаками традиционной массовой информации. Рассмотрим это утверждение, отталкиваясь от норм закона.

Закон РФ «о СМИ» характеризует последние как форму периодического распространения массовой информации (ст.2).

У Интернета есть признак одновременности распространения информации, столь важный для видовой характеристики СМИ.

Однако, и это главное, Интернет не обладает качеством периодичности. Исключение составляют электронные версии традиционных СМИ, размещаемые в Интернете.

Сайты не должны считаться СМИ.

В своем нынешнем состоянии Интернет не может считаться СМИ, по мнению многих.

Зарегистрированные в МПТР Интернет-СМИ должны соблюдать определенные, возможно, неожиданные для них правила, предусмотренные законом «о СМИ».

В США был создан судебный прецедент, дающий Интернет-журналами такую же юридическую защиту от обвинений в диффамации, какую имеют работники традиционных СМИ.