Государственные, общественные и частные вещатели .

Лицензирование и ограниченный ресурс частот

· Закон о СМИ/ Статья 31

Лицензия в области телевидения отличается от других сфер лицензирования. Это связанно с концепцией ограниченного ресурса частот, сформулированного в 20-е годы ХХ века. В соответствии с ней эфир не безграничен и не растяжим до бесконечности. «Частоты, выделенные для телевизионного вещания и радиовещания являются общественным достоянием, контроль за использованием которого осуществляет государство. Указанные частоты предоставляются вещателю для использования в целях телевизионного вещания и радиовещания в установленном федеральным законом порядке».Двойственность ситуации с лицензированием телерадиове­щания заключается в том, что, с одной стороны, распределяя частоты, лицензирующие органы пекутся о том, чтобы получить для бюджета деньги за выдачу лицензий: чем больше денег в казне, тем богаче общество. С другой — они распределяют не просто право на использование нефтяного месторождения среди желающих добывать нефть, но эфир, который, принося при­быль пользователям частотами, должен прежде всего служить обществу. Поэтому в любой стране мира при выдаче лицензии первостепенное внимание уделяется программной концепции вещателя, т.е. тому, что увидит и услышит аудитория вышедшей в эфир станции. Не случайно, например, в США наиболее удоб­ные частоты ещё в 40-е годы XX века были зарезервированы за университетскими и другими общественными телерадиостанци­ями, с тем чтобы вещатели, стремящиеся прежде всего служить интересам населения, а не извлекать выгоду из своей деятельнос­ти, могли получить гарантированный доступ к эфиру.

В 1970—1980-е годы концепция ограниченного ресурса стала терять своё значение в связи с появлением кабельного и спутни­кового телевидения. При появлении кабеля, который может рас­пространять сигнал 40—50 телеканалов, или спутника, способ­ного доставлять в зависимости от ориентации принимающей ан­тенны сигналы нескольких сотен телевизионных компаний, кон­цепция ограниченного ресурса стала терять свою основу.

 

· Закон о СМИ/ Статья 32.2

 

 

В России существует система телерадиовещания, состоящая из двух структур: государственного вещания и частного вещания.

Государственной вещательной организацией управляет правительство или президент страны. Это означает, что её руководителей назначают и снимают с должности распоря­жениями главы государства или исполнительной власти. Обычно это происходит со сменой кабинета либо в случае недовольства той программной политикой, которую проводит руководство вещательной организации.

В свою очередь общественной вещательной организацией управляет специальный общественный орган, выполняющий функции буфера между институтами государственной власти и директорами (редакторами) программ. Этот специальный орган может быть сформирован по определённым квотам общественными и религиозными организациями, политическими партиями, либо же парламентом из числа лиц, вызывающих уважение самого широкого спектра населения, либо каким-либо другим способом Его члены, как правило, несменяемы. Общественный орган формирует принципы вещательной политики, назначает и снимает с работы руководителей подведомственных ему телерадиоорганизаций, отчитывается перед обществом (обычно в форме ежегодного доклада парламенту) о работе вещателей, разбирает наиболее серьезные жалобы, например, на необъективность программ.

Формирование общественного мнения в поддержку политики властей — одна из главнейших задач такого вещателя. Оппозиция здесь либо вообще не представлена, либо голос меньшинства не только значительно уступает голосу партии власти, но и не соответствует ее весу в обществе.

 

Общественный вещатель ставит целью удовлетворять потреб­ности всех слоев населения. Особое внимание уделяется рас­пространению программ, не имеющих коммерческого интереса для частных вещателей: образовательных, детских, общественно-политических, документальных, программ для национальных и иных меньшинств. Общественный вещатель не должен допускать предвзятости в интересах той или иной политической силы или коммерческой организации. Поэтому на общественных каналах традиционно запрещена или ограничена реклама.

Государственный вещатель финансируется напрямую из го­сударственного бюджета.

Общественный вещатель обычно существует за счет абонентской платы. Её ежегодно вносят владельцы телевизоров и радиоприемников. Этот своеобразный налог, размер которого, как правило, устанавливается парламентом страны, полностью идет на нужды общественного вещания.

Общепринятой модели общественного вещания не существует, однако для того чтобы считаться таковым, необходимо соблюдение большинства из указанных выше принципов и правил Последний по времени проект Федерального закона «О телевизионном вещании и радиовещании» предусматривал возможность создания в нашей стране общественного вещания, которое регулировалось бы принимаемым отдельно федеральным законом. Ни первый, ни второй законы так и не были приняты.