Свобода информации и конфиденциальные сведения

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ ДОКУМЕНТ МОСКОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 года)

28.9.Государства - участники будут стремиться обеспечить свободу слова и свободу информации, совместимые с их международными обязанностями и обязательствами, с тем чтобы общественность имела возможность обсуждать вопрос о соблюдении прав человека и основных свобод и об отмене чрезвычайного положения. Они в соответствии с международными стандартами в отношении свободы слова не будут принимать каких-либо мер, с тем чтобы воспрепятствовать журналистам законно осуществлять их профессиональные функции, кроме таких мер, которые совершенно необходимы в конкретной ситуации.

 

· ч.4 ГК РФ

· Указ Президентпа РФ от 6 марта 1997

· УК РФ/ Статья 139

· Постановление правительства РФ “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»

 

По категории доступа:

1) В гражданском обороте

2) Общедоступная

3) С ограниченным доступом

 

В гражданском обороте – лица вправе предоставлять её по своему усмотрению, в том числе на возмездной основе. Также самостоятельно определять доступ к ней и не обязаны мотивировать свой отказ в её предоставлении.

Общедоступная информация – должна предоставляться свободно в силу прямого указания закона в случае реализации гражданином своих конституционных и иных, представленных законом прав.

С ограниченным доступом – сведения, доступ, к которым ограничен в целях соблюдения интересов государства или прав и законных интересов их владельцев.

Согласно п.4 ст.8 ФЗ «Об информации» нельзя ограничивать доступ к определенным видам сведений.

Существуют чувствительные зоны информации, которые гос-во не будет широко распространятьи передавать всем желающим. Это военные секреты, экономические, финансовые показатели развития гос-ва.

- Гос-ные органы собирают большое кол-во информации о граждан (пример: таможенное управление имеет сведения о всех грузах, которые перевозят через государственную границу. Чтобы получить истинную картину о импорте-экспорте конкурирующей фирмы достаточно обратиться в таможенный орган. Естественно фирмы не заинтересованы в распространении этой информации). Но журналист может получить эту информацию нелегально (за деньги). Даже если распространение этой информации карается по закону, в реальности журналисты в западных странах не несут ответственности. Государство не вправе осуществлять цензуру и запрещать распространение этой информации. (Пример: В США (1931) Верховный суд принял решение («Нир против Миннесоты») по которому счел возможным предотвращать распространение информацию о передвижение войск США во время войны, сведений подстрекающих к насилию, содержащих угрозу правам обвиняемых на справедливый суд. Но такие решения могут осуществляться только по решению самого Верховного суда).

Дело о «документах Пентагона». 1971 год. Дэниэл Элсберг передал журналистам «Нью-Йорк таймс» фотокопии 47-томного исследования вовлечения США в войну во Вьетнаме. 13 июня 1971 года – статья «Вьетнамский архив». Прокурор отправил в редакцию телеграмму требуя прекратить публикации. Итог: вторая статья… Районные суды Нью-Йорка постановили прекратить публикации. Итог: третья статья в «Вашингтон пост».

Верховный суд США признал, что правительство «не могло самым серьёзным образом доказать необходимость ограничения свободы печати» и отменил цензурные решения районных информацию (личности секретных агентов) журналист несет ответственность. судов.

За распространенную Есть «законы о привилегиях журналистов» (запрет обыскивать редакции).

На Западе происходит уменьшение сферы действительно охраняемым государством секретов. ПРИЧИНЫ: 1). расширение и поддержка общественного движения в поддержку СМИ. 2). Все сложнее удерживать распространение технологически. (Интернет).