Основные понятия и положения Закона РФ о СМИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕДАКЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ

КРФ –

  1. ст. 71 – в ведении РФ;
  2. ст. 72 – в совместимости ведении РФ и субъектов РФ;
  3. ст. 73 ­– помимо пунктов в ст. 71 и ст. 72 субъекты РФ обладают всей полнотой; государственной власти.

ВОПРОСЫ СМИ В ВЕДЕНИИ РФ:

- границы права граждан на получение информации;

- правовой статус организацией СМИ;

- федеральное налогообложение;

- уголовная ответственность за нарушение в сфере массовой информации;

ВОПРОСЫ СМИ В СОВМЕСТИМОМ ВЕДЕНИИ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ:

- защита прав граждан на получение информации;

- местное налогообложение;

- регистрация и лицензирование;

- административный контроль над СМИ;

ВОПРОСЫ СМИ В ВЕДЕНИИ СУБЪЕКТОВ РФ:

- доп. субсидии местным СМИ;

- регулирование доступа к информации и аккредитации журналистов;

- регулирование вопросов порнографических, эротических изданий и программ.

 

1. Основные положения и понятия ФЗ «о СМИ».

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 1

2. Учредительный договор и устав редакции: сущность и отличия.

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 2 / Статьи 7-8, 13, 18, 19, 20

 

3. Устав редакции и устав юридического лица: сущность и отличия.

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 2/ Статья 20

· 51 ч. 1 ГК РФ

4. Процедура принятия устава редакции.

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 2/ Статья 20

 

 

Основные принципы и понятия:

- закреплены в законе о СМИ;

- отмена цензуры в СМИ (отменена еще в 1990г. в 1 ст. зак. СССР «О печати и других СМИ» и в 1991г. в 3 ст. ФЗ «О СМИ» – тогда как Конституция сделала это лишь в декабре 1993г. в 29 ст.);

- «базовость» Закона» (ст.5);

- ст. 2 «Основные понятия» (массовая информация; СМИ; ПП издание; радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа; - продукция СМИ; распространение продукции СМИ; главный редактор; журналист, издатель и т.д.)

Ст. 52 Специальный статус;

Ст. 7 Учредитель.

1. Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

 

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программойпонимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

В Законе не дается понятие учредителя СМИ, но он определяет круг лиц, которые могут им стать. Учредителем СМИ может быть как физическое лицо, так и юридическое. Не может быть человек, не достигший 18 лет. Человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по решению суда. Душевнобольные. Организация, деятельность которой запрещена законом. Не может быть гражданин другого государства или человек, не проживающий постоянно на территории РФ, или лицо без гражданства.

2.Статья 3. Недопустимость цензуры

«Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Главлит –первый орган цензуры в годы Советской власти – Главного управления по делам литературы и издательств при наркомате Просвещения».

Пример нарушения:

По данным надзорного ведомства, Анатолий Баранов оказывал давление на СМИ.
О жесткой цензуре прокурору челябинской области Александру Войтовичу сообщил директор газеты «Озерский вестник» Егор Кривенко. По его словам, с подачи исполняющего обязанности сити-менеджера изданию запретили публиковать материал с критикой местной власти. В статье говорилось о том, что по итогам 2011 года в Озерске было сдано всего 807 квадратных метров нового жилья. При этом еще в 2010 году областные власти обратили внимание на высокую стоимость квартир в ЗАТО.
- После прямого указания Анатолия Баранова редакция была вынуждена снять материал с печати. Речь идет о недопустимом вмешательстве должностного лица в деятельность средства массовой информации, которое требует оценки надзорных органов, - указал в своем заявлении директор "Озерского вестника" Егор Кривенко.
Если эти факты действительно подтвердятся в ходе прокурорской проверки, речь идет о статье Уголовного кодекса «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов».
Кроме того, в начале ноября в Сеть просочилась информация о запрете чиновникам выходить в Интернет без служебной необходимости. Запрет, по данным группы «Озерск без Калинина», исходил от главы города и от исполняющего обязанности главы администрации.
Стоит отметить, что ранее Анатолий Баранов уже попадал в поле зрения прокуратуры. Общественность заподозрила, что он по-прежнему участвует в коммерческой деятельности, что противоречит закону. Ранее в аналогичном нарушении был уличен прежний сити-менеджер Евгений Тарасов, который сейчас находится под следствием за крупную махинацию с бюджетными средствами.
Напомним, сегодня в Озерске стартует новый конкурс на пост сити-менеджера. Нового главу администрации назовут 26 декабря.

 

3. Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.