Международные договоры

Информационное право

Массово-информационное право

Сформировалось как отдельная отрасль права в 90-е гг. прошлого века. Регулирует вопросы сбора, производства и распространения массовой информации.

Состоит из:

- около 20 ФЗ РФ;

- десятков законов субъектов РФ;

- многочисленных указов Президента;

- постановлений производства и других органов государственной власти.

Не путать с информационным правом!

Массово-информационное право:

Существует наравне с экологическим и таможенным правом в значении «четвертой власти».

(ФЗ «О СМИ» ст.38)

Регулирует вопросы создания и испытаний информационных ресурсов и технологий, прав субъектов, вступающих в информационные отношения в самом широком смысле слова.

Основным законом является – ФЗ: «Об информации, об информационных технологиях и о защите информации» (от 27 июля 2006г. №149).

· Статья 15 Конституция РФ

· Статья 38 Закона о СМИ

· Всеобщая декларация прав человека / 1948

· Международный пакт о гражданских и политических правах/ 1966 / 19 и 20 статьи

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод/ 1998 / Статья 10

 

Согласно ст. 15Конституции РФ (далее КРФ) основными источниками права в нашей стране являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, «соглашений», заключенных и ратифицированных в РФ.

 

*Всеобщая декларация прав человека (ст. 19 «Свобода информации»)

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо от государственных границ».

*Международный пакт о гражданских и политических правах(ст.19 «Свобода информации»). – 1966г.

В статье появляются новые элементы, более подробно, чем во Всеобщей декларации прав человека, объясняющие содержание свободы информации. Появление новых элементов было вызвано тем, что одни государства начали обвинять другие государства в том, что те не позволяют своим гражданам свободно получать и распространять информацию. В ответ последние подняли перед оппонентом вопрос о правомерности защиты своих граждан от пропаганды войны, фашизма, насилия и т.п. Для определения ограничений на свободу информации статья 19 Международного пакта была сформулирована уже более подробно. И хотя в ней тоже сказано, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право получать и распространять всякого рода информацию и идеи в любой форме (устно, письменно и т.п.), однако здесь же говорится и о том, что пользование этими правами налагает на человека особые обязанности и особую ответственность. Эта особая ответственность заключается в том, что пользование правом на свободу информации может быть ограничено. Но это ограничение должно быть зафиксировано в национальном законе и быть необходимым:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Кроме того, статья 20 того же Пакта позволяет государству запретить в своих законах пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию над людьми.

Фактически статьи 19 и 20 не разрешают произвольно ограничивать свободу информации, приняв любой нормативный акт – указ президента, постановление правительства, приказ министра обороны и т.д. Ограничение обязательно должно быть записано в законе, гласно обсуждаемом и демократически принимаемом парламентом.

Статья 19 позволяет ограничивать свободу слова и мнений только в двух случаях. Первый связан с защитой прав и репутации человека, т.е., пользуясь правом на распространение информации, нельзя безнаказанно оскорблять других лиц. Второй случай касается охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Свобода самовыражения не даёт права на публикацию государственных секретов, не боясь обвинений, например, в шпионаже; возможность публиковать, предположим, призывы к гражданам Москвы собраться с целью штурмовать стены Кремля, вероятно, будет ограничена; скорее всего, будет наказана и попытка опубликовать в газете рецепт производства наркотиков в домашних условиях или распространять порнографию среди детей. Государство может ограничить такое право, заботясь о здоровье и нравственности населения.

Граждане (в том числе России) вправе использовать правовую помощь Комитета по правам человека ООН (созданного на основании Факультативного протокола от 16 декабря 1966 года к Международному пакту) для пересмотра решений и приговоров, нарушающих, с их точки зрения, положения этого Пакта. Мнения Комитета хотя и принимаются во внимание, но не являются обязательными для судебных, прокурорских, следственных и других государственных органов РФ.

 

*Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод(ст. 10 «Свобода выражения мнения») 5 мая 1998г. Особенности: по сути это Конституция для стран ЕС (по этой причине отменен мораторий на смертную казнь).

ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека)- главный орган по контролю за исполнение положений Европейской конвенции и осуществление надзора за соблюдением ее норм посредством рассмотрения жалоб конкретных и лиц против государств-участников.

Задача Суда – не заменять компетентных национальных судей, а проверять, соответствует ли выносимые ими решения статьями конвенции (в т.ч. ст.10).

Может обязать государство (члена Совета Европы) пересмотреть судебное решение или изменить норму национального законодательства.

Жалобы подаются только в случае, когда все возможности защиты своих прав на территории РФ исчерпаны.

Для РФ поле рассмотрения дела во второй инстанции.