Об антропологическом основании образования:

Антропоцентрическая образовательная модель (Сократ, Руссо, Л.Н. Толстой, гуманистическая психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу ЗУНов, а эмоционально-мотивационное, творческое развитие человека, нахождение его сути, его «самости», самораскрытие, саморазвитие личности.
По мнениюсовременного педагога Корнетова Г.Б. «Фундаментальным антропологическим основанием образования является принципиальная незавершенность каждого появляющегося на свет человека, который от рождения лишь принадлежит к биологическому виду Homo sapiens и обладает организмом, не только не связанным жесткими врожденными поведенческими программами, но, наоборот, бесконечно открытым к научению, к прижизненному овладению социальным опытом. Лишь включившись в живую ткань человеческих отношений, межличностного общения и взаимодействия, действуя в мире культуры, учась пользоваться ее достижениями, воспроизводя и развивая ее, человек обретает свой человеческий образ, т.е. образовывается. Образование предстает одновременно и как перманентно разворачивающийся процесс, и как фиксируемый в каждый момент этого процесса результат, уже ставший, «образовавшийся», но не застывший, не окостеневший конкретный образ конкретного человека».

Из всего выше сказанного мы можем заключить что:

  • человек принадлежит к биологическому виду Homo sapiens;
  • человек не свойственны «жесткие врожденные поведенческие программы»;
  • человеку присуща «открытость к научению, к прижизненному овладению социальным опытом»;
  • «человек обретает свой человеческий образ» только в «мире культуры».

Смысл антропологического подхода заключается в привлечении, данных различных наук (психологии, социологии, философии, логики, этики, истории, медицины и др.), изучающих человека, для решения педагогических проблем. Только при таком целостном подходе можно разобраться в сложных процессах обучения и воспитания.
Первая педагогическая концепция философско-антропологического плана была создана в Германии и изложена в работе М.Шелера «Формы знания и образование» (1926г.), позже выделилось философско-педагогическое направление, представленное трудами Г. Рота, Г. Плесснера и др.
В России педагогическая антропология начала развиваться в начале 90-х годов 20 века усилиями В.С. Шубинского, А.В. Валицкой, И.А. Колесниковой и О.Г. Прикотом.
Ученые педагоги широко используют в своих трудах данные многих наук о человеке. Так, например:

  • разработка проблем дидактики опирается на философскую теорию познания (гносеологию) и психологические знания о процессах усвоения, осмысления и закрепления знаний;
  • теория воспитания опирается на идеи и теории философии, социологии, психологии, логики (без которой нельзя обосновать методик формирования убеждений), филологии, этики.
  • психология изучает закономерности психической деятельности, а педагогика – как совершенствовать личность ребенка, т. е. прежде всего – его психические качества. Но можно ли ее совершенствовать, не понимая, что, почему и как в ней происходит?!

Таким образом, можно сделать вывод: что педагогическая деятельность требует многосторонних знаний – воспитатель должен знать природу своего воспитанника, эффективное влияние на личность возможно лишь тогда, когда мы используем знания о личности, накопленные изучающими ее науками.