Литературные страницы

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

Искусство и открытие мира для себя

Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае

верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира. Если человек не ждет, когда ему зададут тот или иной вопрос, чтобы начать свой поиск, а сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы, то можно сказать, что у него есть потенциал для развития творчества. И чем больше он погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов, так как приходит понимание огромности и непознаваемости мира. Этот парадокс заметил древнегреческий мудрец Сократ и выразил его в лаконичной, но глубокой по смыслу фразе: «Я знаю только то, что я ничего

не знаю». Именно вопросы стимулируют творчество. Чем больше возникает вопросов, тем больше шансов стать творческим человеком.

• Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство?

• Какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.?


• Прочитайте притчу арабского философа, писателя и художника XX в. Халиля Джибрана.

Перед престолом красоты

В один из тяжелых дней я бежал от угрюмого лика общества и возмущающего голову городского шума и направил свои усталые шаги в просторную долину. Следуя приветливому

течению ручейка, под музыкальный щебет птиц, я добрался до уединенного местечка, где ниспадающие ветви деревьев не позволяли солнцу прикоснуться к земле. Я стоял там, радуясь всей душой — изжаждавшейся душой, знавшей только мираж жизни, но не ее сладость. Я углубился в раздумья, и дух мой поднимался все выше к тверди небес-

ной, когда передо мной вдруг предстала Гурия, наготу которой прикрывал только виноградный листок, а золотые волосы украшал только венок из маков. Заметив мое изумление, она приветствовала меня следующими словами:

— Не пугайся, я — нимфа леса.

— Но как может такая красота обитать здесь? Пожалуйста, скажи мне, кто ты и откуда взялась? — попросил я.

— Я — символ Природы! — ответила она, изящным движением опускаясь на зеленую траву. — Я — Вечная дева, которую почитали твои предки, и в мою честь возводили они святилища и храмы…

— Но храмы эти разорены, а кости моих благочестивых предков смешались с землей, — осмелился сказать я,

— ничто теперь не напоминает об их богине, кроме нескольких жалких и полузабытых страниц истории.

— Некоторые богини живут столько, сколько их чтят, и умирают вместе со своими поклонниками, другие живут вечно и бесконечно. Жизнь мою поддерживает мир Красоты, которую ты можешь увидеть повсюду, куда бы ни обратился твой взгляд, ибо Красота эта есть

сама Природа; в ней начало счастья пастуха на холмах, радости земледельца посреди поля и

удовольствия наполненных благоговением племен гор и равнин. Эта Красота подводит мудрого к престолу Истины.

— Красота — это ужасная сила! — воскликнул я.

— Люди боятся всего, даже самих себя. Вы опасаетесь неба — источника духовного мира;

вы страшитесь Природы — пристанища отдыха и спокойствия; вы боитесь благого Бога и обвиняете Его в гневе, хотя Он полон любви и милосердия. После глубокого молчания, смешанного со сладостными мечтаниями, я попросил:

— Расскажи мне о той Красоте, которую люди толкуют и понимают каждый в соответствии с

собственным разумением; я видел, что ее чтут и поклоняются ей различным образом и способами.

— Красота, — ответила она, — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не

брать. Когда ты встречаешься с красотой, твоя внутренняя суть протягивает к ней из глубин

твоего существа руки, чтобы привлечь ее к сердцу. Она — великолепие, сотканное из печали и

радости; она — это Незримое, вдруг увиденное тобой, и постигнутое тобой Непонятное, и вдруг услышанное Безмолвие... это — Святая Святых, начинающееся в тебе самом и заканчивающееся далеко за пределами земного воображения. И тогда нимфа леса приблизилась ко мне и прикрыла пропитанной ароматами рукой мои глаза. А когда она отняла ладонь, я обнаружил, что остался в долине один. Потом я вернулся в город, суета которого более не раздражала меня, повторяя ее слова: «Красота — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать».

• Почему Халиль Джибран назвал свою притчу «Перед престолом красоты»? Напомним, что престол — это символ Божественной или светской власти. Так называют священное место или трон, где восседает божество, например, престол Господень, или трон монарха, духовного владыки.

• Объясните смысл выражений:

«Красота эта есть сама Природа»

«Красота подводит мудрого к престолу Истины»

«Красота… — великолепие, сотканное из печали и радости»

«Красота — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать».

• Какие явления жизни, человеческих взаимоотношений, произведения искусства являются для вас символами красоты? Аргументируйте свое мнение.

• Найдите на страницах учебника репродукции произведений изобразительного искусства, вспомните полюбившиеся вам музыкальные и литературные произведения, кинофильмы и театральные постановки, которые, на ваш взгляд, созвучны мыслям прочитанной притчи.