Современные подходы к организации педагогического процесса философско-антропологического подхода

 

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д. Ушинский

За последние десятилетия в педагогике появилось немало свежих идей и подходов. Мы изучили с вами личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации педагогического процесса, а теперь рассмотрим философско-антропологический.

Основоположником педагогической антропологии принято считать великого русского педагога К.Д. Ушинского.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1823 – 1870) – основоположник отечественной педагогической научной школы, автор работ «Человек как предмет воспитания», «Детский мир», «Родное слово» и др. Основой педагогической системы Ушинского стали требования демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Ушинский был убежден в необходимости согласованного изучения человека многими науками. По его представлению, педагогика – это «собрание правил практической деятельности», требующее научного обоснования. Логика этого обоснования проста: если общая антропология есть учение о человеке как биологическом виде, то педагогическая антропология есть учение о человеке развивающимся, воспитывающимся.

Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека.

Философия воспитания – раздел педагогики, занимающийся разработкой метапедагогических проблем воспитания в зависимости от философского осмысления и понимания сущности, природы и смысла человеческого существования.

Антропоцентризм – научная концепция (система взглядов), в которой человек выступает основной мировоззренческой категорией.