Штриховое кодирование и маркировка мясной продукции

Единая система классификации и кодирования (ЕСКК, ТЭСИ).

Маркировка пищевой продукции по требованию стандарта

План лекционного занятия:

1. Единая система классификации и кодирования (ЕСКК, ТЭСИ).

2. Штриховое кодирование и маркировка мясной продукции.

На базе положений Закона РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» (ред. от 10 января 2003 г.) организо­вано информационное обеспечение в России: официальная информация о разрабатываемых и применя­емых стандартах, в том числе и международных, должна быть доступна заинтересованным лицам и организациям в той ча­сти, которая не рассматривается как государственная тайна. Гос­стандарту России предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся про­дукции и услуг, сертифицированных и маркированных зна­ком соответствия государственным стандартам. Все субъекты хозяйственной деятельности, которые при­нимают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе докумен­ты и сведения о них заинтересованным юридическим и фи­зическим лицам. Госстандарт России ведет Федеральный информацион­ный фонд стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и других нормативно-технических документов как российских, так и зарубежных. Систему информационного обеспечения стандартиза­ции возглавляет Госстандарт России, который напря­мую взаимодействует:- с международными; региональными организациями по стандартизации, сертификации и метрологии;- с национальным информационным центром по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле (НИЦ ВТО);- с ВНИИКИ - головным институтом в области инфор­мационного обеспечения;с научными, техническими и общественными организа­циями;

· с федеральным фондом стандартов и т.д.

Код Контрольное число (КЧ) Наименование
91 9943 2 Кислота лимонная

Согласно ОКП вся пищевая продукция входит в классы 91 «Продукция пищевой промышленности» и 92 «Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности».Рассмотрим построение классификатора на следующем примере.

В классе продукции 92 0000 выделяют подкласс 1 - продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности - 92 1000. В подкласс 1 класса 92 включены следующие группы продукции:1 - мясо (92 1100);2 - субпродукты (92 1200);3 - изделия колбасные (92 1300);4 - полуфабрикаты мясные и кулинарные изделия (92 1400);5 - жиры животные пищевые (92 1500);6 - консервы мясные (92 1600);7 - консервы мясо-растительные и сало-бобовые (92 1700);8 - сырье кишечное, ферментное, эндокринное, специальное, кожевенное и перопуховое (92 1800);9 - продукция мясной промышленности прочая (92 1900).

Внутри группы выделяют подгруппы. Например, в группе 3 подкласса 1 класса 92 (92 1300) выделяют следующие подгруппы:1 - изделия колбасные вареные (92 1310);2 - сосиски и сардельки (92 1320);3 - колбасы полукопченые (92 1330) и т.д.

Внутри подгруппы выделяют виды. Так, в подгруппе 1 группы 3 подкласса 1 выделяют виды, относящиеся к вареным колбасным изделиям, а именно:1 - колбасы фаршированные (92 1311);2 - колбасы вареные (92 1312);3 - хлебы мясные (92 1313);4 - колбасы ливерные (92 1314) и так далее.

Большое значение имеет увязка общероссийского классификатора продукции ОКП с товарной номенклатурой мирового рынка, или так называемой номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Использование в ОКП аналогичных классификационных признаков и кодов позволит формировать однородные группы продукции, облегчить поиск аналогов и использование ранее разработанных изделий, проводить унификацию и типизацию изделий.

Коды ОКП на виды и наименования продукции проставляются в следующих документах:• стандартах на продукцию любых категорий;• технических документах (ТУ) на продукцию;• технологических инструкциях;• рецептурах;• каталожных листах на новые виды продукции, учитываемых в центрах стандартизации и метрологии;• каталожных листах на продукцию для каталогов товаров, выпускаемых в РФ;• сертификатах соответствия.Вся информация о принятии, отмене, замене и дополнении общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом в специальных изданиях «Государственные стандарты», и ежемесячном информационном указателе стандартов (ИУС).

Составной частью ЕСКК, в частности Общероссийского классификатора продукции, является каталогизация продукции.

Каталогизация - это процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием. В основу каталогизации положены работы по классификации, кодированию и идентификации конкретных предметов на основании суммы необходимых характеристик. В результате такой работы создаются каталоги продукции, воплощаемые в виде автоматизированного банка данных. Каталоги могут быть на однородную продукцию, на продукцию регионов, для предприятий страны в целом. Последние приравниваются к государственным стандартам.

 

Показатели маркировки имеют исключительно большое значение, поскольку позволяют потенциальным потребителям объективно оценить свойства, энергетическую ценность, полезность продукции. На основании информации, помещенной на этикетку при маркировке, можно судить о противопоказаниях того или иного продукта для отдельных групп населения, а также о способах подготовки изделия к употреблению. Но не всегда содержание этикетки отвечает своему назначению, что затрудняет выбор потребителя, особенно в отношении малоизвестных продуктов или изделий импортного производства.

Кроме того, появилось множество новых пищевых добавок, заменителей основного сырья, материалов, существенно влияющих на свойства, химический состав и сроки хранения изделий. Эти новшества не учтены в требованиях к маркировке в существующих стандартах. Все это вызвало необходимость узаконивания нового содержания маркировки.

Требования к оформлению и содержанию маркировки были первоначально оговорены в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1996 г.), согласно которому информация о товарах и услугах должна была доводиться до потребителей в наглядной и доступной форме, на русском языке, в том числе на импортных изделиях. В последующем правила маркировки пищевых продуктов были конкретизированы по группам изделий в стандарте ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования». Требования стандарта соответствуют законодательным актам государства (Законы «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров») и не противоречат требованиям стандартов Кодекс Алиментариус. Стандарт обязателен к применению при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации пищевых продуктов. В действующих государственных, межгосударственных, отраслевых стандартах и технических условиях разделы по маркировке продукции могут применяться только в той части, которая не противоречит стандарту на маркировку.

По мере переиздания названных документов в раздел «Маркировка» должны быть внесены современные требования. Во вновь разрабатываемых стандартах и технических документах раздел «Маркировка» должен излагаться в новой редакции в соответствии с ГОСТ Р 51074-97.

Согласно стандарту маркировка должна содержать:• наименование продукта;• наименование, адрес изготовителя, наименование страны и места происхождения;• товарный знак изготовителя (при наличии);• массу нетто, объем или количество продукта;• состав продукта;• пищевую ценность;• условия хранения;• срок годности, хранения или реализации;• обозначение нормативного или технического документа;• информацию о сертификации.В соответствии со стандартом вся информация располагается собственно на упаковке, в месте удобном для прочтения: на этикетке, на ярлыке или на листе-вкладыше под упаковкой. Если размеры упаковки малы, то допускается часть информации переносить на бланк транспортной тары. Информация должна быть нанесена способом, при котором она легко читается. Средства для маркировки должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами Госсанэпиднадзора для контакта с пищевыми продуктами.

Штриховой код используется для автоматического учета. Он представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Информацию несут соотношения ширины полос и их сочетание. При этом ширина полос строго определена. Темные полосы называют штрихами, а светлые пробелами. Штриховой код считывается сканерами, которые, воспринимая штрихи, пробелы и их сочетания, декодируют штриховой код в цифровой с помощью микропроцессорных устройств и осуществляют ввод информации о товаре в компьютер.

Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 1930-е г., а первое практическое использование такого кода датируется 1960-ми г.: железнодорожники США с помощью штрихкода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое применение штрихового кодирования товаров стало возможным в 1970-е г. благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы.

В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации, когда не менее 85% товаров кодируется, экономически эффективна, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте. Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (рис. 1 и 2). 13-разрядный код состоит из кода страны («флаг страны»), кода предприятия (фирмы)-изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Международная ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Ряду стран выделяется диапазон двухразрядных кодов. Например, Франция получила диапазон 30—37 для обозначения своей страны, Италия — 80—87. Для некоторых стран коды трехразрядные: 520 — Греция, 789 — Бразилия, Россия — 460, Эстония — 474, Венгрия — 599. Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом и включает пять цифр, следующих за кодом страны. Код товара (пять цифр) составляет непосредственно изготовитель. Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию. Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN. В коде имеются центральные и краевые удлиненные штрихи, что облегчает проверку полноты записи.

Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя — регистрационный номер продукта). Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных. Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору). В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в EAN, она имеет право разрабатывать цифровые коды российских предприятий в системе EAN и вносить их в свой банк данных. Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации «Автоматическая идентификация», а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета — стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия - «Интерштрих-код» (с Великобританией), «Дата-скан» и «Датасис» (с Данией).

Рис. 1. 13-разрядный код EAN

Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.

Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона «О защите прав потребителей» — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре.

Рис. 2. 8-разрядный код EAN