Учение об эпидемическом процессе

Лекция №6

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распро­странения среди населения специфических инфекционных со­стояний.

Эпидемический процесс обуславливает непрерывность взаи­модействия трех его элементов:

1) источник инфекции – живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником явля­ются больные животные, но может болеть и чело­век — зоонозными, а также выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды.

2) ме­ханизм и путь передачи. Механизмом передачи – это способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприим­чивый. Различают фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной(трансмиссивный), контак­тныйивертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи. Факторы передачи — это элементы внешней среды, обеспечивающие пе­ренос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, пища, почва, воздух, живые членистоногие, предметы ок­ружающей обстановки. Путь передачи — это конкретные элемен­ты внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных вне­шних условиях. Для фекально-орального механизма передачи ха­рактерны алиментарный (пищевой), водный и контактный (не­прямой контакт) пути передачи; для аэрогенного — воздушно­капельный и воздушно-пылевой; для кровяного — через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный и половой; для кон­тактного — раневой и контактно-половой (прямой контакт); для вертикального — трансплацентарный путь.

3) восприимчивость коллектива– чем больше иммунных лиц, тем меньше вероятность возникновения заболевания. Главной задачей по предупреждению эпидемий является создание эпидемического благополучия, которое достигается следующими путями:

ü Проведение массовой вакцинации против соответствующих возбудителей.

ü Проведение комплекса мер, направленных на изоляцию источника инфекции: больных не­обходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей — выяв­лять, ставить на учет и санировать; больных животных обычно уничтожают (или лечат, изолируют); карантинные мероприятия.

ü Разрыв механиз­мов и путей передачи, включают в себя комплекс санитарно- гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пун­ктов (например, централизованное водоснабжение и канализа­ция), разукрупнение организованных коллективов, санитарный надзор за объектами пищевой промышленности и общественно­го питания, соблюдение правил асептики, антисептики, дезин­фекции и стерилизации в больничных учреждениях, уничтоже­ние кровососущих эктопаразитов и др.

ü Улучшение социально-бытовых условий, влияющих на резистентность организма человека, а также санитарно-просветительная работа среди населения.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в пока­зателях заболеваемости и смертности на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исто­рического отрезка времени. Эпидемиологи различают 3 степени интенсивности эпидемического процесса:

ü спорадическая заболеваемость — это обычный уровень за­болеваемости данной болезнью на данной тер­ритории в данный исторический отрезок времени;

ü эпидемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

ü пандемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географических рамках, например, пандемия сыпного тифа в период гражданской войны в России (1918—1922), ко­торая не вышла за границы России.