Взаимодействие участников воспитательного процесса
Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в новое качественное состояние. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и обучения.
В условиях школьного коллектива осуществляется взаимодействие педагогов и учащихся в специально организованном учебно-воспитательном процессе и взаимодействие школьников между собой в совместной деятельности.
Ведущими целями взаимодействия педагогов и школьников являются:
- развитие личности взаимодействующих сторон;
- развитие коллектива;
- реализация воспитательных задач.
Основными характеристиками взаимодействия считают:
- Взаимопознание – знание личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений.
- Взаимопонимание – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач; принятие трудностей, забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.
- Взаимоотношение – проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; творческий характер отношений.
- Взаимные действия – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов; срабатываемость, координация действий, согласованность; помощь, поддержка друг друга.
- Взаимовлияние– способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность замечаний, корректных по форме; изменение поведения и действий; восприятие другого в качестве примера для подражания.
Типы взаимодействия:
Типы взаимодействий | Отношения к интересам друг друга | Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности | Субъектность позиций по отношению друг к другу во взаимодействии |
Сотрудничество | Взаимноположительное | + | С - С |
Диалог | Взаимноположительное | - | С - С |
Опёка | Взаимноположительное | - | С - О |
Подавление | Одностороннеположительное | - | С - О |
Соглашение | Нейтральное | + | С - С |
Конфронтация | Отрицательное | - | С - С |
Индифферентность ( равнодушие, безучастность друг к другу) | Нейтральное | - | С - С |
Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия. Индифферентный тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга, либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные, формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную творческую деятельность в процессе обучения и воспитания.