Современные подходы к организации педагогического процесса деятельностного подхода

 

Идея деятельностного подхода:
В педагогическом процессе идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.
В процессе и результате использования форм, приемов и методов работы человек способен выбирать, оценивать, проектировать, конструировать те виды деятельности, которые свойственны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

Суть педагогического процесса с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач.
Совместный поиск ценностей, норм, законов жизни, путей решения проблем в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Педагогический процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций, задач мотивирующих учащихся на различные виды деятельности.
Деятельностный подход в педагогическом процессе учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в развитии личности ребенка. Все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и закономерностями смены этих деятельностей. Ведущий тип деятельности в каждом периоде жизни ребенка не является единственным.

Дошкольное детство – ведущим типом деятельности является игра. Методы воспитательной работы принимают вид игры. При этом ребенок строит различные типы игр – режиссерскую игру, сюжетную игру, игру по правилам, что позволяет создавать разнообразные комбинации игровой деятельности. Наряду с игровой деятельностью в дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому воспитательные методы, способствующие становлению субъектности ребенка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности - это, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя, он организует их совместную деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива: единые требования, самоуправление, самообслуживание и т.д.

Младший школьник не потерял интереса к игре, хотя она и перестала быть ведущим типом деятельности. Исключительно актуальными для младших школьников выступают методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Младшие школьники очень чувствительны к тем оценкам, которые им дают значимые взрослые, в первую очередь учителя, родители.
Переход от отрочества к подростковому возрасту знаменуется кризисом отрочества. Проблема ведущей деятельности - в кризисе отрочества, в становлении ребенка в качестве субъекта социальных отношений в отечественной психологии считается открытой. Однако в этом возрасте необходимо использовать методы, средства, приемы для организации различных видов деятельности, обеспечивающих наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними.

Подросток – ведущим типом деятельности становится та, в которой можно самоутвердиться среди сверстников и взрослых. Особое занимают деятельность совместно со взрослыми и деятельность на благо других людей. Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Это возраст не только неудовлетворенных потребностей, но и непомерных притязаний. Возрастает значение группы сверстников в процессе развития личности.

Юность (старший школьный возраст). Основная задача этого возраста – самоопределение (социальное, личностное, профессиональное, духовное). Ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта. На первом этапе должна быть организована совместная учебная деятельность, а диалог становится принципом и методом полисубъектного и межличностного взаимодействия. Актуальной является внеурочная познавательная, культурно-просветительная и благотворительная деятельность. В этом возрасте происходит «отход от школы», поиск себя, появляется тенденция к манифестации себя в разных формах.