Массовых коммуникаций.

Лекция 3. Массовое сознание как объект деятельности

Ускорители

Магнитная линза

Электростатическая линза

Анализатор импульсов

 

1. Массовое сознание как тип общественного сознания.

2. Понятие и функции общественного мнения

3. Роли СМИ в формировании общественного мнения

Современное общество – информационное общество, общество социальной организации и становления гражданского общества.

В информационном обществе жизненные стандарты не навязываются, а распространяются и рекламируются с помощью информационных технологий. Эти технологии оказывают существенное влияние на состояние массового сознания и на функционирование общественного мнения.

 

Общественное сознание – одна из подсистем общества, являющаяся его совокупной характеристикой, оно пронизывает все общество целиком, при этом обладает относительной самостоятельностью, то есть имеет специфическую внутреннюю структуру и оказывает существенное влияние на общество в целом.

Общественное сознание – совокупность теорий, идей, взглядов, способов отношения людей к миру и самим себе, возникающее в процессе жизнедеятельности различных типов социальных общностей (классов, наций, общества в целом).

 

Соответственно, типология общественного сознания:

одна из возможных типологий общественного сознания – по субъекту - основное различие между массовым, специализированным и индивидуальным сознанием состоит в том, что в роли субъекта, носителя, в первом случае выступает масса, во втором - группа, в третьем - индивид.

Соответственно, сознание подразделяется на уровни, исходя из критерия “вплетенности” в практику:
- массовое (функционирующее в ней непосредственно) и
- специализированное (требующее для функционирования в практике опосредования массовым сознанием).

 

Феномен массового сознания связан с деятельностью особого рода социальной общности - массы.

Массовая общность – неорганизованная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. Массовая общность характеризуется аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей.

Типичные, характеризующиеся различными масштабами примеры масс:

участники широких политических или социокультурных движений современности (например, в защиту окружающей среды, протеста против атомной угрозы);

аудитории тех или иных средств и каналов массовой информации (например, читатели определенной газеты);

потребители социально «окрашенных» (престижных, модных и т. ) товаров и услуг;

поклонники эстрадных «звезд»; «болельщики» одной и той же футбольной команды.

 

“эксгрупповая” масса - некая неуловимая и неулавливаемая теоретическими средствами, не совпадающая, по мнению Б.А. Грушина, ни с какой бы то ни было социальной группой, ни со всеми группами вместе, ни с массами, ни с народом, ни с обществом в целом, ни с населением вообще

К числу наиболее существенных особенностей всякой массы следует отнести:

1) статистический характер образую­щего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от со­ставляющих его элементов);

2) вероятност­ную природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядо­ченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми граница­ми, неопределенным количественным и качественным соста­вом);

3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятель­ности, невозможно вне ее (что делает такое множество относительно неустойчивым, временным образованием, ме­няющимся от случая к случаю);

4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, про­являющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, отличается разнородным, «смешанным» социальным составом (включая в себя представителей различных классов и про­фессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.);

5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпыва­ющим образом (в том числе в силу неизбежного «пересече­ния» подобных множеств друг с другом).

Массовое сознание – совокупность идей, представлений, иллюзий, отражающих те стороны социальной практики, которые подвержены явлению массовизации и доступны действию масс.

Массовое сознание характеризуется:

§ Разорванностью (отсутствием целостности)

§ Стереотипностью (ортодоксальностью)

§ Динамизмом

§ Пористостью (наличием внутри какой-либо сферы общественной жизни зон, не включенных в массовое сознание)

Изначально массовое сознание возникает в связи с процессом массовизации (порождение одинаковых или подобных устремлений, интересов, потребностей, склонностей.) различных сфер жизнедеятельности общества (экономики, производства, потребления и культуры). Круг сторон социальной практики, подверженных явлению массовизации в течение 20 века значительно расширился, и часть новых отраслей приобрели массовый характер.

Первым этапом механизма становления массового сознания является формирование унифицированных потребностей и интересов людей, что закрепляется в массовом сознании. Решающую роль на этом этапе играют средства массовой информации, которые тиражируют определенные стандарты. С их помощью указанные интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познаватель­ной деятельности и моделей поведения.

Вторым этапом формирования массового сознания – через унифицированные потребности происходит закрепление целого ряда стереотипов поведения, познания, мышления.

Структура массового сознания включает следующие элементы:

1. когнитивный потенциал (совокупность представлений масс о действительности), с этим компонентом связана проблема информированности масс: 1. насколько массы информированы на сегодняшний день; 2. какова должна быть мера информированности масс.

2. совокупность оценок, т.е. общественное мнение

3. совокупность ценностных ориентаций, установок, нормативов

4. совокупность эмоциональных переживаний (общественное настроение) – социально-психологическое явление, выраженное в определенном состоянии чувств, эмоций социального субъекта.

Общественное настроение может проявляться во всех сферах жизнедеятельности общества и варьируется от социального подъема до социальной апатии и депрессии.