Культура организации и ее признаки.

Культура и этика предпринимательства

Передача полномочий. Централизация и децентрализация

От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Уровни централизации тем ниже, чем больше решений принимаются непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкоспециализированный характер.

Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными границами компетентности, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.

Главная цель делегирования полномочий – сделать возможной децентрализацию управлений. Это необходимо если масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются только полномочия. Ответственность продолжает нести старший руководитель.

Передача полномочий может осуществляться в устной и письменной форме. Методы передачи могут быть общими или специальными.

Принципы передачи полномочий:

1. Передача должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом

2. Передача должна происходить по линии управления

3. Каждый руководитель принимает решение в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления.

Искусство передачи полномочий в основном зависит от причин субъективного характера и включает:

- восприимчивость к новым идеям;

- готовность передать решение в незначительных вопросах низшему звену правления;

- готовность доверять низшему звену управления;

- стремление осуществлять лишь общий, а не ежедневный контроль.

Культура предпринимательства не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства».

Культура предпринимательства – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирование работников с предприятием и перспективами его развития.

Таким образом, культура предпринимательства определяет стиль взаимоотношений и ценности предприятия. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру.

Основные факторы, влияющие на культуру предпринимательства:

- цели предприятия;

- система ценностей и норм;

- идеи;

- принятые стандарты и правила;

- выдающиеся деятели;

- неформальные каналы коммуникации.

Карлоф выделил 10 признаков культуры организации ПД:

1. Социальна, так на ее формирование влияет все или большинство работников фирмы;

2. Регулирует поведение членов коллектива;

3. Создается людьми;

4. Осознанию или неосознанно принимается всеми работниками;

5. Основана на соблюдении традиции;

6. Познаваема;

7. Способна изменяться;

8. Многогранна, то есть ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

9. Осознаваема и неосознаваема;

10. Находится в постоянном развитии.

Культура предприятия складывается годами, она динамична. Прежде чем приступить к формированию культуры следует уяснить систему ценностей и убеждений предприятия. Формирование может осуществляться естественным путем и целенаправленно.

Ценности предприятия отражаются в девизах или миссиях фирмы.