Культура организации и ее признаки.
Культура и этика предпринимательства
Передача полномочий. Централизация и децентрализация
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Уровни централизации тем ниже, чем больше решений принимаются непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкоспециализированный характер.
Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными границами компетентности, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.
Главная цель делегирования полномочий – сделать возможной децентрализацию управлений. Это необходимо если масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются только полномочия. Ответственность продолжает нести старший руководитель.
Передача полномочий может осуществляться в устной и письменной форме. Методы передачи могут быть общими или специальными.
Принципы передачи полномочий:
1. Передача должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом
2. Передача должна происходить по линии управления
3. Каждый руководитель принимает решение в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления.
Искусство передачи полномочий в основном зависит от причин субъективного характера и включает:
- восприимчивость к новым идеям;
- готовность передать решение в незначительных вопросах низшему звену правления;
- готовность доверять низшему звену управления;
- стремление осуществлять лишь общий, а не ежедневный контроль.
Культура предпринимательства не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства».
Культура предпринимательства – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирование работников с предприятием и перспективами его развития.
Таким образом, культура предпринимательства определяет стиль взаимоотношений и ценности предприятия. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру.
Основные факторы, влияющие на культуру предпринимательства:
- цели предприятия;
- система ценностей и норм;
- идеи;
- принятые стандарты и правила;
- выдающиеся деятели;
- неформальные каналы коммуникации.
Карлоф выделил 10 признаков культуры организации ПД:
1. Социальна, так на ее формирование влияет все или большинство работников фирмы;
2. Регулирует поведение членов коллектива;
3. Создается людьми;
4. Осознанию или неосознанно принимается всеми работниками;
5. Основана на соблюдении традиции;
6. Познаваема;
7. Способна изменяться;
8. Многогранна, то есть ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;
9. Осознаваема и неосознаваема;
10. Находится в постоянном развитии.
Культура предприятия складывается годами, она динамична. Прежде чем приступить к формированию культуры следует уяснить систему ценностей и убеждений предприятия. Формирование может осуществляться естественным путем и целенаправленно.
Ценности предприятия отражаются в девизах или миссиях фирмы.