АГРЕГАТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СЕРВИСЕ
ДЕЗАГРЕГИРОВАНИЕ
Выходные данные процесса агрегатного планирования обычно представляют производственный план изготовления семейства групп изделий. Он содержит сведения о том, например, сколько необходимо собрать автомобилей, но не о том, сколько должно быть собрано автомобилей двухдверной версии, четырехдверной или красной либо зеленой версий. Такой план указывает производителю стали, сколько тонн стали нужно произвести, но не проясняет, какой именно – катаной или листовой.
Процесс перехода от агрегатного плана к более детальному называется дезагрегированием. Дезагрегирование находит свое выражение в плане производства мастера (ППМ). ППМ описан более детально в главе 10. Планирование потребности в материалах и заготовках отражает следующие особенности:
1) размеры, время изготовления и количество отдельных изготавливаемых наименований деталей;
2) размеры и время производства или покупки компонент;
3) последовательность индивидуальных заказов или работ;
4) краткосрочное размещение ресурсов для выполнения индивидуальных операций.
Некоторые сервисные организации проводят агрегатное планирование так, как это делали мы в параграфах 8.1 – 8.5. Сервис следует тем же восьми чистым стратегиям, которые перечислены в табл. 8.1, включая комбинирование их. чтобы быть в состоянии встретить изменяющийся спрос. В действительности, в некоторых фирмах, таких как банки, перевозки и рестораны быстрого приготовления пищи, агрегатное планирование осуществляется значительно легче, чем в производящих отраслях.
Подходы к агрегатному планированию различаются по типам предлагаемого сервиса.
Рассмотрим четыре сервисных сценария.
Пример ресторанного сервиса.Агрегатное планирование в случае бизнеса, занятого производством продуктов в больших количествах, который свойствен ресторанам, направлен: 1) на сглаживание скорости производства; 2) на определение численности производственного и обслуживающего персонала, который необходимо нанять; 3) на попытку удовлетворять спрос постоянным поддержанием в рабочем состоянии оборудования и нанятого производственного персонала. Обычный подход требует создания запасов в периоды спада и расходования запасов в пиковые периоды.
Это совпадает с промышленным производством, где традиционные методы агрегатного планирования могут быть использованы при планировании материального сервиса в больших объемах. Небольшие различия, которые должны быть упомянуты в планировании этого сервиса, – в том, что запасы продуктов являются скоропортящимися. К тому же, время, необходимое для приготовления пиши, может быть во много раз меньше, чем для производства промышленных товаров. Например, в ресторанах быстрого приготовления пищи промежуток времени между спадом и пиком спроса может быть измерен несколькими часами, и продукт может складироваться в пределах 10 минут.
Пример разнообразного мелкого сервиса. Большинство «разнообразного» сервиса, такого как финансовый; ремонтный; транспортный сервис; сервис в области коммуникаций; восстановления сил и укрепления здоровья; развлечений, осуществляется в громадных объемах, но трудноизмерим. Агрегатное планирование для такого сервиса основывается принципиально на планировании потребности в человеческих ресурсах и управлении спросом. Выигрыш от планирования достигается сглаживанием пиков спроса и разработкой методов наиболее полного использования трудовых ресурсов в периоды прогнозируемого падения спроса.
Пример специализированных национальных сервисных сетей. Вопросы агрегатного планирования встают по мере развития небольших национальных сервисных сетей, удовлетворяющих различного вида потребности. Это, например, пункты быстрого приготовления пиши, центры копирования фото– и печатной продукции, сеть компьютерного обслуживания и др. Для каждого направления развития подобного бизнеса необходимо агрегатное планирование. Важным компонентом агрегатного планирования для сервисной цепочки являются централизованные закупки, которые имеют много преимуществ. Выходные услуги также могут планироваться, когда на спрос оказывает воздействие реклама. Этот подход перспективен потому, что снижает затраты на рекламу и помогает поддерживать поток денежных поступлений на разобщенных предприятиях сервиса, входящих в определенную сервисную цепочку.
Пример авиалиний. Последний пример сервисного бизнеса может быть взят из сферы воздушного транспорта. Обратимся к авиалинии, которая имеет свою штаб – квартиру в Нью – Йорке, два центра управления в таких городах, как Атланта и Даллас, и 150 офисов в аэропортах по всей стране. Агрегатное планирование состоит из расписаний и таблиц следующего содержания:
q число полетов прибытия и отправления в каждом центре управления;
q число полетов по всем направлениям;
q число пассажиров, которых необходимо обслужить на всех полетах;
q численность летного персонала и наземного персонала, необходимого для каждого центра и аэропорта.
Это, очевидно, сложнее, чем агрегатное планирование для отдельной точки обслуживания или некоторого числа независимых точек обслуживания. Для того, чтобы увеличить выручку или загрузку, необходимо сосредоточить внимание на определении дополнительных посадочных мест, размещенных в разных классах. Такое направление, связанное с увеличением емкостей размещения пассажиров и грузов, называется загрузочный менеджмент.