ИСТОКИ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Глава 1
Производство – это создание товаров и услуг. Производственный ч операционный менеджмент (П/ОМ) является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги). Деятельность по созданию товаров и услуг существует во всех организациях. В производящих фирмах производственная деятельность по созданию товаров обычно очевидна. В этом случае мы видим конкретные товары, например, телевизоры или грузовики. Для такой деятельности лучше всего использовать термин производственный менеджмент. В других организациях, которые не создают физические товары, производственные функции могут быть менее очевидны. Это может быть «скрыто» от публики и каждого из покупателей. Например, это деятельность, которая осуществляется в банке, офисе аэролинии или колледже. Товар, который производится, может иметь такие необычные формы, как машинное чтение знаков на бумаге, заполнение пустых мест в самолетах или учебном заведении. Мы называем эту деятельность компаний сервисом. Производственная деятельность, которая идет в этих организациях, обычно имеет отношение к операциям или операционному менеджменту. В связи с этим мы будем называть человека операционным менеджером, если он управляет процессом (сервисным или производственным) на уровне выполнения отдельных операций или частичных производственных процессов.
По мере продвижения по тексту мы будем видеть области производственных и операционных функций с примерами от «Дженерал Моторс» до ИБМ и Макдональдс. Мы будем видеть, как производственные менеджеры в этих фирмах создают товары и услуги, которые обогащают экономику. Производственные/операционные менеджеры принимают решения, которые необходимы для преобразования ресурсов в товары и услуги. В данном тексте мы будем использовать слова «производство» и «операции», – так же как комбинацию «производственный/операционный менеджмент» (или П/ОМ) при обсуждении процессов преобразования. (* Конспект составлен по учебнику Козловский В. А., Маркина Т. В., Макаров В. М. Производственный и операционный менеджмент. Учебник. – СПб: «Специальная Литература», 1998. – 366 с.).
Многие нововведения в операционном менеджменте были развиты лицами или организациями (рис. 1.1), чей вклад послужил фундаментом, который сделал возможным другие достижения.
Эли Уитни впервые в истории производства реализовал принцип взаимозаменяемости деталей (1800 г.), который получил развитие на производстве на основе стандартизации и контроля качества. Благодаря контракту, который он подписал с правительством Соединенных Штатов на 10 тысяч мушкетов, и используя принцип взаимозаменяемости деталей для их изготовления, он выполнил взятые на себя обязательства и получил вознаграждение. Реализованный им принцип лежит и сегодня в основе производства.
Фредерик У. Тейлор известен как отец научного менеджмента, содействовавший отбору персонала, планированию составления расписаний и другим областям использования человеческого фактора (1881 г.). Показателем его понимания индивидуальной и человеческой мотивации поведения служит его работа, но главный вклад заключается в том, что он полагал, что менеджмент как форма организации управления производством должен быть более результативным и активным в совершенствовании методов работы. Тейлор и его коллеги Генри Л. Гантт, Френк и Лиллиан Гильберты были первыми, кто систематически стремился к поиску лучших путей производства. Другой вклад Тейлора был в установлении различия между менеджментом (например, таким, как план, организация, персонал, руководство и контроль) и трудом. Он полагал, что менеджмент должен гарантировать большие возможности для:
q содействия работникам в выборе работы, повышающей их способности;
q обеспечения правильного обучения;
q обеспечения соответствующими необходимыми методами и инструментами в работе;
q создания законных стимулов для совершения работы.