ИСТОКИ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Глава 1

 

 

Производство – это создание товаров и услуг. Производствен­ный ч операционный менеджмент (П/ОМ) является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразо­вания входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги). Деятельность по созданию товаров и услуг существует во всех организациях. В производящих фирмах производственная деятельность по созданию товаров обычно очевидна. В этом случае мы видим конкретные товары, например, телевизо­ры или грузовики. Для такой деятельности лучше всего использо­вать термин производственный менеджмент. В других организаци­ях, которые не создают физические товары, производственные функции могут быть менее очевидны. Это может быть «скрыто» от публики и каждого из покупателей. Например, это деятель­ность, которая осуществляется в банке, офисе аэролинии или колледже. Товар, который производится, может иметь такие не­обычные формы, как машинное чтение знаков на бумаге, запол­нение пустых мест в самолетах или учебном заведении. Мы называем эту деятельность компаний сервисом. Производственная деятельность, которая идет в этих организациях, обычно имеет отношение к операциям или операционному менеджменту. В связи с этим мы будем называть человека операционным менеджером, если он управляет процессом (сервисным или производственным) на уровне выполнения отдельных операций или частичных произ­водственных процессов.

По мере продвижения по тексту мы будем видеть области производственных и операционных функций с примерами от «Дженерал Моторс» до ИБМ и Макдональдс. Мы будем видеть, как производственные менеджеры в этих фирмах создают товары и услуги, которые обогащают экономику. Производственные/опе­рационные менеджеры принимают решения, которые необходи­мы для преобразования ресурсов в товары и услуги. В данном тексте мы будем использовать слова «производство» и «операции», – так же как комбинацию «производственный/операционный менеджмент» (или П/ОМ) при обсуждении процессов преобра­зования. (* Конспект составлен по учебнику Козловский В. А., Маркина Т. В., Макаров В. М. Производственный и операционный менеджмент. Учебник. – СПб: «Специальная Литература», 1998. – 366 с.).

 

 

Многие нововведения в операционном менеджменте были развиты лицами или организациями (рис. 1.1), чей вклад послу­жил фундаментом, который сделал возможным другие достиже­ния.

Эли Уитни впервые в истории производства реализовал прин­цип взаимозаменяемости деталей (1800 г.), который получил раз­витие на производстве на основе стандартизации и контроля качества. Благодаря контракту, который он подписал с правитель­ством Соединенных Штатов на 10 тысяч мушкетов, и используя принцип взаимозаменяемости деталей для их изготовления, он выполнил взятые на себя обязательства и получил вознагражде­ние. Реализованный им принцип лежит и сегодня в основе про­изводства.

Фредерик У. Тейлор известен как отец научного менеджмента, содействовавший отбору персонала, планированию составления расписаний и другим областям использования человеческого фак­тора (1881 г.). Показателем его понимания индивидуальной и человеческой мотивации поведения служит его работа, но глав­ный вклад заключается в том, что он полагал, что менеджмент как форма организации управления производством должен быть более результативным и активным в совершенствовании методов рабо­ты. Тейлор и его коллеги Генри Л. Гантт, Френк и Лиллиан Гильберты были первыми, кто систематически стремился к поис­ку лучших путей производства. Другой вклад Тейлора был в установлении различия между менеджментом (например, таким, как план, организация, персонал, руководство и контроль) и трудом. Он полагал, что менеджмент должен гарантировать боль­шие возможности для:

q содействия работникам в выборе работы, повышающей их способности;

q обеспечения правильного обучения;

q обеспечения соответствующими необходимыми методами и инструментами в работе;

q создания законных стимулов для совершения работы.