Система педагогических наук
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей, но постепенно сфера ее применения расширялась и педагогика превратилась в систему наук.
Сегодня, педагогика – многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Педагогика включает в себя совокупность педагогических дисциплин.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
- Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.
- Пенитенциарная педагогика(педагогика исправительно-трудовых учреждений) – занимается вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей.
- Превентивная педагогика – изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи.
- Возрастная педагогика –занимается вопросами воспитания и обучения людей разных возрастных групп.
- Специальная педагогика –занимается проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями (тифлопедагогика – обучение и воспитание слабовидящих и слепых; сурдопедагогика – обучение и воспитание детей с дефектами слуха; олигофренопедагогика – работа с умственно отсталыми; логопедия – педагогика постановки речи).
- Этнопедагогика(народная педагогика) – занимается традиционными народными методами и приемами обучения и воспитания.
- Религиозная педагогика – рассматривает вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в религиозных традициях (христианство, ислам, иудаизм и т.д.).