М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. Теория и методика воспитания. –М.2004.
Мудрик А.В. определил следующие принципы воспитания:
1. принцип природосообразности воспитания;
2. принцип культуросообразности воспитания;
3. принцип центрации (исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания рассматриваются как средства развития личности);
4. принцип дополнительности образования (предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания);
5. принцип гуманистической ориентации воспитания;
6. принцип социальной адекватности воспитания (требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации);
7. принцип индивидуализации воспитания (предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям);
8. принцип социального закаливания детей (предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для определения негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальными особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции);
9. принцип создания воспитывающей среды (требует, чтобы в учебном заведении были такие отношения, которые формировали бы социальность ребенка).