Психические особенности подросткового и юношеского возраста.

Пубертатный возраст характеризуется серьезной соматической, функциональной, психологической перестройкой организма. Меняется работа эндокринной системы, интенсивно выделяются половые гормоны, что приводит к появлению вторичных половых признаков, у девочек - менструаций, а у мальчиков - ночных поллюций. Повышается психическая активность в форме тревожности, беспокойства.

На гормональные сдвиги накладываются психологические, личностные изменения, вследствие которых расширяется самосознание, появляется повышенное чувство собственного достоинства, развиваются чувства любви, дружбы, Товарищества, окончательно формируется абстрактное мышление. Уровень самосознания обеспечивает подросткам возможность самовыражения и самоутверждения.

Особую значимость приобретают социальные факторы - занятия ведут уже несколько учителей-предметников, а не один, как раньше; меняется социальная роль ребенка в семье, так как ему больше доверяют, поручают более сложную домашнюю работу; у него расширяется круг общения сверстниками за счет дворовых компаний, кружков, секций.

Ведущим моментом этого возраста является потребность общения со сверстниками. Разрывается «психологическая пуповина» с родителями, подростки стараются выйти из-под ох опеки. Самым главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Оно рождает потребность к усвоению норм, ценностей и способов поведения взрослых.

В этом возрасте появляется еще одно новообразование: половое влечение (либидо).

Кризис подросткового возраста является: самым бурным. Он проявляется в следующих реакциях: «оппозиция», «имитация», «гиперкомпенсация», «эмансипация», «группирование» .

В юношеском возрастецентральным новообразованием в юношеском возрасте является самоопределение. Молодые люди пытаются опреде­литься в профессиональной, религиозной, политической и сексуальной сферах деятельности. В про­цессе кризиса самоопределения, они выбирают свой путь развития и пытаются его реализовать.

В этом возрасте мышление становится «дивергентным» т. е. на один и тот же вопрос можно, найти несколько одинаково правильных и равноправных ответов. Формируются собственные философские убеждения, моральное самосозна­ние. Происходит открытие своего внутреннего мира. В юношеском возрасте взрастает роль дружеских отношений.

Большое значение в юношеском возрасте имеет половое влечение. Кризис ранней юности распознается по юношеской гиперсексуальности, ранней половой жизни, транзиторному гомосексуализму. Если негативные внешние усло­вия слишком велики, то симптомы кризиса не исчезают, я закрепляются и становятся характерологическими особенно­стями.