Психические особенности периода детства.

У новорожденного преобладают врожденные формы поведения (рефлексы), а с 3-месячного возраста появляется поведение, направленное на предметные и социальные конфликты. Когда появляются потребности эмоционального общения со взрослыми, то возникает «комплекс оживления», который проявляется вначале улыбкой, затем гулением и двигатель­ной реакцией.

Отсутствие эмоционального контакта со взрослыми при­водит к задержке двигательного, умственного и даже физи­ческого развития. Нарастающая потребность в общении при­водит к необходимости усовершенствовать свои возможно­сти - появляется понимание речи, а затем овладении ею. Интонацию в голосе взрослого ребенок замечает в 4-месяч­ном возрасте, а интонацию в голосе ребенка можно разли­чить в возрасте 7 месяцев. К 1,5 годам ребенок произносит 50-300 слов, а в 3 года - 1500 слов.

В течение первого года жизни происходит интенсивное развитие двигательной сферы: от умения держать голову, хва­тать предметы, сидеть, ползать до самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок усложняет ходьбу: в горку, по камешкам: и только к 3 годам техника ходьбы стабилизируется.

Освоение предметных действий ребенком в первые 3 года жизни происходит в 3 этапа: манипулятивный; использо­вание предметов по прямому назначению; и вновь манипу­лирование предметами, которые ребенок заменяет один – другим, но осознанно, так как знает их прямое назначение (например, в игре — кубик вместо стакана).

В конце раннего детства у ребенка начинает появляться самосознание, психологический образ своего «я». Стремительно возникает потребность к самостоятельности, желание выполнять действия взрослых (мыть посуду, включать свет, электроприборы). Естественно, возможности ребенка значительно отстают от притязаний.

Возникает кризис, который называется «я — сам». Внешне кризис проявляется следующими симптомами: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протестный бунт, стремление к деспотизму.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является, вначале, предметно-манипулятивная, затем, все более усложняясь, сюжетно-ролевая, и, наконец, игра с правилами. Конструкторские игры сменяются играми «в магазин», «в больницу» и т. п. Развивается познавате­льная потребность, наглядно-образное мышление.

К 6-7 годам определяется психическая готовность к школь­ному обучению. Это не только интеллектуальная (кругозор, память, внимание, познавательный интерес), но и эмоцио­нально-волевая готовность (потребность в совместных заня­тиях с другими детьми, умение нести определенный круг обязанностей, самоконтроль).

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба, познавательная мотивация должна постоянно подкрепляться интересом. Непроизволь­ное восприятие, как и память переходит в произвольное, мышление становится словесно-логическим. Произвольное поведение характеризуется умением ставить цели, находить доступные средства достижения их и преодолевать препятствия. Появляется способ­ность к внутреннему плану действий (действовать в уме), взвивается интерес к собственному внутреннему миру, возникает рефлексия (внутренняя психическая деятельность, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний, на самопознания своего духовного мира). Формируется самооценка.

Психологические проблемы дошкольного и школьного возраста связаны с процессом социализации ребенка, принятием на себя «роли ученика». Кризис также проявляется в манерничаньи, вертлявости, клоунаде, нарочитости. У младших школьников выражена потребность в движении. Волевые процессы включатся в основном при побуждении извне, при контроле взрослых.