Психическое развитие в онтогенезе.
Развитие психики человека.
Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:
1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;
2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;
3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.
Стадии эволюционного развития психики.
В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
Характеризуется двумя специфическими особенностями:
- способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;
- инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.
2. Стадия перцептивной психики.
Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:
- способности к предметному восприятию;
- способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.
3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:
- психическое отражение в виде целостных ситуаций;
- способность к нестереотипному решению сложных задач.
В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.
Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.
Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.
В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.
Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)
Таблица 1
Периодизация развития по Д.Б. Эльконину
Период | Стадия | Кризис |
Раннее детство | Младенчество | Кризис новорожденности |
Ранний возраст | Кризис 1 года | |
Детство | Дошкольный возраст | Кризис3 лет |
Младший школьный возраст | Кризис 7 лет | |
Отрочество | Подростковый возраст | Кризис 11-12 лет |
Ранняя юность | Кризис 15 лет |
В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.
Возрастная психология — область науки, изучающая закономерности развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях.
Эти особенности являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.
С точки зрения биофизиологических процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рассматривать с разных точек зрения.
Социальные процессы обусловливают смену ступеней контакта с другими людьми (родительская семья, детский сад, школа, друзья, собственная семья, рабочий коллектив).
А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).
Таблица 2 Возрастная периодизация
Возрастной период | Возраст |
Младенчество | 0-1 |
Раннее детство | 1-3 |
Дошкольный период | 3-7 |
Младший школьный период | 7-11 |
Подростковый период | 11-15 |
Юность: ранняя поздняя | 15-18 18-21 |
Молодость | 21-35 |
Средняя взрослость | 35-50 |
Мудрость | 50-60 |
Пожилой возраст | 60-75 |
Преклонный возраст | 75-90 |
Долгожители | Старше 90 |
Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:
1. Биологический, реализуется генетическая программа, записанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, развиваются внутренние органы и функциональные системы, в подростковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.
2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума требует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.
3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.
Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные "прибавки").(Таблица 3).
Таблица 3
Новообразования и ведущая деятельность
Возраст | Ведущая деятельность | Новообразования |
0- 1 год | Эмоциональное общение с ухаживающими взрослыми (матерью) | «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная реакция на ласковое обращение). Формируется потребность в общении с другими людьми |
1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность | Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-действенное мышление |
3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра | Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Готовность к школьному обучению |
7- 11 лет | Учебная деятельность | Умение учиться. Словесно-логическое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование самооценки |
11-15 лет | Общественно-полезная деятельность | Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственности, товарищества. Половое влечение. Умение подчиняться нормам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутверждением |
15-21 год | Профессионально-учебная деятельность | Самоопределение. Мировоззрение, открытие своего внутреннего мира, профессиональные интересы, мечты и идеалы |
Старше 21 года | Трудовая деятельность | Профессиональные навыки, реализация творческого потенциала. Уверенность, целеустремленность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля. |
Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.
Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).
Таблица 4
Возрастные кризисы
Возраст | Название и симптомы проявления кризиса |
3 года | «Я сам». Негативизм, упрямство, строптивость, обесценивание взрослых, своеволие, протестный бунт, стремление к деспотизму. |
6-7 лет | Малый кризис. Невнимательность, нарушение дисциплины, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими детьми, манерничанье, вертлявость, клоунада. |
11-12 лет | «Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенсации, имитации, эмансипации, группирования. |
17- 18 лет | Кризис юности. Ранняя половая жизнь, гиперсексуальность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмоциональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми. |
Около 33-35 лет | Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворенность работой, жилищем, семьей, материальным достатком. |
Около 60 лет | Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность. |
Кризис(от греч. - поворотный пункт) - это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.
В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при котором старые способы ведущей деятельности до определенной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в организме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологические новообразования, которые становятся ведущей деятельностью следующего возрастного периода.
Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступления и окончания. Сила кризиса может проявляться с разной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обладает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.
За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.
Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.