Функции денег

В современной экономической литературе сущность денег, как правило, определяется через их функции.

Стремление понять природу денег, выявить их фундаментальные свойства и причины появления в обороте красной нитью проходит через всю многовековую историю экономической мысли – от трактатов античных философов до исследований современных авторов, оснащенных сложным математическим аппаратом. Но, несмотря на огромный и все расширяющийся поток исследований в этой области, вопросы сущности денег продолжают оставаться камнем преткновения.

Исторически первыми денежными теориями были металлизм и номинализм. Металлисты отождествляли деньги с благородными металлами, которые по их мнению, являлись деньгами от природы. Однако по мере утраты благородными металлами денежных функций, эта теория потеряла свою привлекательность.

Номиналистическая теория рассматривает деньги как символ, условный знак. В настоящее время ее идеи широко представлены в разновидностях кейнсианской и неоклассической количественной теории денег. Необходимость денег выводится их технических трудностей обмена. Не учитывается, что обмен товара на деньги – это не просто звено хозяйственных метаморфоз, а, по существу, единственный, присущий товарному производству, способ удостоверения нужности товара обществу. «Главная трудность в анализе денег преодолена тогда, - отмечал К.Маркс, - когда понятно происхождение их из самого товара». Деньги – это товар, стихийно выделившийся из мира товаров в процессе развития форм стоимости, с потребительной стоимостью которого прочно срослась роль всеобщего эквивалента. Выражение производственный отношений между товаропроизводителями составляет сущность денег, которая наиболее полно проявляется в их функциях. Деньги выполняют следующие функции: мера стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, средства платежа и мировых денег.

Первой функцией денег является мера стоимости, т.е. их способность измерять стоимость всех товаров, служить посредником при определении цены. Только наличие стоимости у денежного товара обеспечивает одновременное появление эквивалентов товара и денег на противоположных полюсах и их последующий обмен в соответствии с законом стоимости в функции денег как средства обращения и платежа и мировых денег.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что не деньги делают товары сравнительными. Товары сравнивались с помощью денег потому, что они как и деньги являются продуктами человеческого труда, имеют однородную с ними базу сравнения – абстрактный труд. Выраженная в деньгах стоимость товара является ценой. Цена или денежная форма товара – это форма только идеальная. Стоимость обуви, одежды, автомобилей, видеомагнитофонов и др. существует хотя и невидимо в самих вещах, она выражается в их отношении к золоту. Т.к. выражение товарных стоимостей в золоте носит идеальный характер, то для этой операции может быть применено также только мысленное или идеальное золото. Каждый товарособственник и товаропроизводитель знает, что он еще не превращает свой товар в деньги, если придав их стоимости форму цены и, что ему не нужно ни грамма реального золота для того, чтобы выразить в нем большой объем стоимостей. Итак, свою функцию меры стоимости деньги исполняют как мысленные деньги, которые подаются идеально, потому что тут имеет место лишь идеальный перевод товара в их общее стоимостное бытие. Хотя функцию меры стоимости исполняют деньги, которые представляются лишь мысленно, цена в целом зависит от реального денежного материала.

Цену может иметь только тот товар, который находится в относительной форме стоимости. Сами деньги цены не имеют, их стоимость не может быть выражена в них же самих. Вместо цены деньги обладают покупательской способностью, которая выражается в абсолютном количестве товара, который можно за них купить.

Функция меры стоимости показывает отношение товара к деньгам, как общего эквивалента. Однако для определения цены товара этого недостаточно. Необходим масштаб для их сравнения, единица измерения вещественной субстанции общего эквивалента. Когда деньги относятся сами к себе, они выступают как масштаб цен. Масштаб цен не является новой функцией денег. Это другого рода функция – «природной субстанции» денежного материала. Хотя вещественным носителем обоих функций является одно и то же золото, деньги как мера стоимости и как масштаб цен выполняют две разные функции, которые отличаются своей природой.

Мера стоимости – экономическая функция денег, которая зависит от государства. Деньги как мера стоимости являются общественным стоимостным эквивалентом, воплощением общественно необходимого абстрактного труда и выражением стоимостей товара. А это означает, что эта функция определяется законом стоимости.

Масштаб цен имеет юридический характер, зависит от воли государства и служит для выражения не стоимости, а цены товара. Благодаря масштабу цен идеальная, мысленная цена, которая присваивается товару как показатель величины стоимости, превращается в прейскурантную или рыночную цену выраженную в национальной денежной единице.

При помощи меры стоимости реализуется основное требование товарного производства: деньги должны обеспечивать абсолютную обменность товара.

Все это справедливо для реальных денег. Однако в современных условиях состояние дел в корне изменилось. На смену полноценной монете реальной стоимости пришли бумаги, предшествовали которым векселя и расписки ювелиров. Современные кредитные деньги не выполняют в полной мере свои классические функции. Благородный метал, в качестве общего эквивалента, выполнял функцию меры стоимости лишь благодаря тому, что содержал в себе реальную стоимость. Проводя аналогию между вычислением стоимости и измерением веса головки сыра в кусках золота, К Маркс писал, что если бы оба тела не владели весом, они не могли бы вступить в это отношение, и одно из них не могло бы стать показателем веса другого. Это наглядно показывает, что кредитные билеты не могут быть мерой стоимости, так как, скажем, куски бумаги с надписью 1, 3, 5, 10 кг – служить мерой веса. Только носители реальной стоимости могут выполнять функцию меры стоимости. Денежные знаки, которые мы называем деньгами, не имеют собственной стоимости, они могут быть лишь представителями реальной стоимости, с ее знаками, однако это не дает им возможность выполнять функцию меры стоимости, присущую полноценным деньгам.