Спрос и предложение на землю.

Рынок земли – средство перераспределения земель между собственниками экономическими методами на основе конкурентного спроса и предложения, обеспечивающее:

- передачу прав на земельные участки от одного лица к другому;

- установления равновесных цен на землю в различных регионах;

- связь между собственниками недвижимости и покупателями с помощью экономической мотивации;

- распределение пространства между вариантами использования земель и субъектами рынка.

Фактическая цена земли, как товара, складывается с учетом соотношения спроса и предложения на рынке земли. Соответственно она зависит от тех факторов, которые определяют спрос и предложение.

Одна из особенностей земли как товара состоит в том, что количество предлагаемой на рынке земли ограничено, поэтому цена земли определяется в основном спросом: когда уровень спроса поднимается – цена повышается.

Под спросом на рынке земли понимаются земельные участки, которые субъекты рынка хотят и могут приобрести в данный период времени при данных условиях. Это могут быть земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений и земли лесного фонда.

На спрос влияют следующие факторы:


Под предложением земли подразумеваются все виды земельных участков, которые их собственники готовы продать в данный период времени при данных условиях не противоречащих действующему законодательству.

Учитывая ограниченность ресурса, можно говорить о неэластичности совокупного предложения земли.

Предложение зависит от следующих факторов:

1. Рентный доход, приносимый земельным участком. Снижение дохода при прочих неизменных условиях способствует росту предложения земли и наоборот.

2. Банковский процент. Его рост способствует росту предложения и наоборот.

3. Издержки перевода земельных участков по целевому назначению.

Влияние цены на предложение и спрос противоречиво. Низкая цена на земельные участки может вести к росту спроса на них, если они неудобно расположены, требуют больших затрат для освоения и использования. При этом высокая цена на участки не обязательно предполагает увеличения их предложения.