Каждый производитель (продавец) стремиться продать как можно больше товара по как можно большей цене.
Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения (S) характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. При этом, в отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.
Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.
Графически изменения объема предложения выражаются в «движении по кривой предложения». Так, с изменением цены с Р1 до Р2 это движение происходит по кривой SS, что показывает увеличение объема предложения с Q1 до Q2
Причем, такое движение происходит только в том случае, когда все факторы кроме цены постоянны. Однако на предложение оказывают влияние помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1, сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р1 — Q2 > Q1, а при цене Р2 — Q3> Q2
На предложение, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Упомяну некоторые из них:
1. цена на факторы производства (внутренние и внешние)
а) естественные факторы
б) труд
в) капитал
г) информация
2. Технология и достижения НТП
3. Ожидания
4. Коньюктура рынка
5. Субституция и коплиментация
6. Деятельность государства
а) налоги и субсидии
б) степень вмешательства в экономику