Уровни принятия решений

Неэкспертные методы принятия решений

Психологические методы принятия решений

Методы принятия решений

Лекция № 26

1.Психологические методы (методы принятия решений на основе творческого мышления)

Процесс творческого мышления имеет пять стадий:

1. Подготовкасбор фактических данных. Используется кон­
вергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется
с различных сторон, в разных ее формулировках.

2. Мыслительные усилия— использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению про­блемы, либо к фрустрации (разочарованию). (Фрустрация — важный фактор, за ней обычно следует выработка действительно удачных идей.)

3. Инкубация проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмо­циональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.

4. Озарение — «вспышка», дающая возможность решить рассмат­риваемую проблему.

5. Оценка — анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.

Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышле­ния, а мыслительные усилия, инкубация и озарение требуют сво­боды творчества и раскованности.

Поощряется высказывание всяческих безумных идей, цель ис­пользуемых методов — количество идей, а не качество. При оби­лии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разум­ное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.

Одним из наиболее распространенных методов творческого мышления менеджера является метод «Брейнсторминга», или «Моз­говая атака» («Мозговой штурм»). В отличие от методов, имею­щих целью поиск единственно правильного решения проблемы, смысл метода «Мозговой атаки» заключается в предложении со­трудниками максимального количества идей без их оценки или выбора.

Менеджер может пользоваться «Мозговыми атаками»:

для поиска новаторского решения;

в начале собрания, чтобы «растопить лед» между участниками;

для укрепления коллектива.

 

Существует два способа проведения «Мозговой атаки»: устный и письменный. Предпочтение отдается устному, так как он зани­мает меньше времени, но письменный — более основателен.

Для проведения успешной «Мозговой атаки» менеджер должен следовать определенным правилам:

необходимо придерживаться строгих временных рамок. Это озна­чает, что она должна быть короткой (30 мин — при устном спосо­бе, 1 ч — при письменном способе);

число участников должно быть оптимальным: 6—12 чел. (при устном способе) и 8—12 чел. (при письменном способе);

нужно привлекать как можно больше разных людей, но следует помнить, что присутствие высшего руководства может мешать;

сесть лучше полукругом и не за столами (при устном способе) или за столами, расставленными в виде какой-нибудь латинской буквы (при письменном способе). Председатель может сидеть в любом месте, а администратор должен стоять у плаката (при уст­ном способе). Эти функции могут выполняться одним человеком (при письменном способе).

Проблема рассматривается и идеи генерируются в атмосфере раскованности и непринужденности. От вынесения суждения от­казываются и поощряют все идеи, особенно безумные. Именно такие идеи, в сущности, и служат отправными точками для выработки чего-то нового, имеющего большое практическое значение. Идеи свободно высказываются, происходит доброжелательный обмен мнениями.

Достоинствами этого метода является то, что ему чужды предвзятость, рутина, стереотипы в мышлении, боязнь критики и скептического отношения со стороны руководства.

Главная цель – разработка максимально возможного количества вариантов решения задачи.

Метод «Мозгового штурма» (создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей)

• Каждый участник имеет право высказывать самые разумные идеи, варианты решений проблемы вне зависимости от их обоснованности, логичности, осуществимости:

• Предложения выслушиваются без критики оценки;

 

• Анализ проводится централизованно после заслушивания вариантов на основе сделанных записей;

• Формируйте список предложений которые структурируются по определённым параметрам.


Метод «Кингисё» (японская кольцевая система):

• Рассматривается проект инновации

• Обсуждается группа. для этого передаётся список, составленный руководителем;

• Каждый делает своё замечание в письменном виде;

• Проводится совещание; где принимает участие специалист, чьё мнение руководителю не ясно:

• Эксперты выбирают своё решение в соответствии и с индивидуальными предпочтениями:

• Возникает вектор предпочтений, которые определяются с помощью одного из следующих принципов:

1. Принцип большинства голосов;

2. Принцип диктатора (мнение лица группы);

3. Принцип Курно коалиций нет - число решений = число экспертов (не ущемлять интересы каждого в отдельности);

4. Принцип Пар - все эксперты образуют единое целое, одну коалицию;

5. Принцип Эджворта - группа состоит из несколько коалиций. Зная предпочтения коалиций можно принять оптимальное решение без ущерба.